Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 581


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МНОГОСТОРОННЕГО ГУМАНИЗМА СТАНИСЛАВСА ЛАДУСАНСА

Название на языке публикации: PHENOMENOLOGY OF COGNITION IN THE CONTEXT OF MANY-SIDED HUMANISM OF STAŅISLAVS LADUSĀNS
Автор: МАРА КИОПЕ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 10, №1 (2021), 140-162
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2021-10-1-140-162 PDF (Загрузок: 252)

Аннотация
Феноменология содержит в себе потенциал, который может быть расширен посредством разработки понятий когнитивной феноменологии. Одна из самых значительных разработок в этой области связана с именем Станиславса Ладусанса ((Staņislavs Ladusāns, 1912–1993), знаменитого латвийского и бразильского философа. В статье очерчиваются ключевые моменты феноменологии познания у С. Ладусанса и демонстрируется, как его многосторонняя гносеология разрабатывалась как основание для многомерного гуманизма, нацеленного на такую трансформацию культуры, которая сделала бы ее более человечной. Вначале феноменология познания рассматривается как основание многостороннего гуманизма. Понятие многостороннего или многомерного гуманизма явно указывает на то, что понимание человеком самого себя основано на плюрализме принципов. В конце 70-х годов С. Ладусанс принял решение реализовать проект философии как строгой науки — явная отсылка к гуссерлевской идее — и сконцентрировать внимание на человеческой личности в рамках многообразных отношений, составляющих его/ее экзистенциальный опыт. Вся система строгой науки многостороннего гуманизма должна быть основана на теории познания. На основе эпистемологии Ладусанс стремится выстроить единую картину человеческого существования, включающую открытия многих наук и интегрирующих их в многомерный гуманизм посредством философии. В то же время феноменология познания в той законченной форме, в которой она представлена в монографии Gnosiologia Pluridimensional (1992), разрабатывалась Ладусансом на протяжении многих десятилетий. Одним из первых важнейших эпизодов этого процесса стало перетолкование томисткого понятия индукции. С. Ладусанс разрабатывает общую концепцию критической рефлексии, описывая процесс формирования суждений в сознании. Ладусанс полагает, что чувственный опыт, обеспечивающий наше знание материальным содержанием, обнаруживает определенные связи между формами опыта, которые могут быть перенесены на общие индуктивные суждения. Второй значительный эпизод в построении системы феноменологии познания связан с понятием «удвоения-структуры-познания», благодаря которому религиозный, духовный опыт становится философски легитимным. Даже в случае религии объективная очевидность является приоритетной; она делает возможным рассуждение, удостоверяющее существование Бога. Ладусанс делает феноменологию познания, или многостороннюю гносеологию, краеугольным камнем программы культурного возрождения. Недостаточность потенциала разума для придания нового импульса культуре — недооценивается ли она или переоценивается — должна быть обоснована в подлинно гносеологическом исследовании. В контексте критики культуры и идеологии представлена переписка Ладусанса с Вельте и Хайдеггером, обнаруживающая интенсивный поиск мышления о бытии, который был характерен для 70-х годов прошедшего века, отмеченных стремлением к постижению Высшего Бытия.

Ключевые слова
Станиславс Ладусанс, многосторонняя гносеология, Хайдеггер, Вельте, феноменология познания, неотомизм, структурa познания.

References

  • Alencar, F. L. (2010). A encíclica Aeterni Patris e o movimento de restauração da filosofia tomista. The Chesterton Review, 2 (1), 107–134.
  • Campos, F. A. (1968). Tomismo e neotomismo no Brasil. São Paulo: Editorial Grijalbo LTDA, 1968.
  • Caturelli, A. (1980). Antecedentes del Primer congreso mundial de Filosofia cristiana. In Sociedad Catolica Argentina de Filosofia. La Filosofia del Cristiano, Hoy. Vetera novis augere et perficere. Primer Congreso mundial de filosofia cristiana. Cordoba, 21–28 octubre 1979 (13–30). Córdoba: Universidad Nacional de Córdoba.
  • Enes, J. (1972). Semana internacional de filosofia (São Paulo, Brasil). Didaskalia, 2 (2), 409–411.
  • Heidegger, M. (1973). An Bernhard Welte, 28. juli 1973. In Martin Heidegger. Bernhard Welte. Briefe und Begegnungen (34). Klett-Cotta.
  • Heidegger, M. (1974). An Bernhard Welte, 13. august 1974. In Martin Heidegger. Bernhard Welte. Briefe und Begegnungen (34). Klett-Cotta.
  • Hoenen, P. I. S. (1954). De Noetica geometriae. Origine theoriae cognitionis. Analecta Gregoriana, vol. LXIII. Series Facultatis Philosophicae. Sectio A (n.5) . Romae: Apud Aedes Universitatis Gregorinae.
  • Kūle, M. (2002). Phenomenology and Culture. Riga: University of Latvia.
  • Ladusāns, S. S. J. (1937). De principii causalitatis origine et veritate. In Archivum Romanum Societatis Iesu (ARSI). Inventario della Nuova Campagnia. Parte Ia. Opera Nostrorum 1181.
  • Ladusāns, S. S. J. (1946). L’intelligibile nel sensibile secondo i primi scritti di Kant e nell’insegnamento dell’Aquinate. Roma: PUG.
  • Ladusāns, S. S. J. (1955). Resposta a uma Tese Marxista. In II Congresso Brasileiro de Filosofia (Curitiba, 1953) . São Paulo: Brasil.
  • Ladusāns, S. S. J. (1962). Aspectos gnosiológicos da indução. In Anais do Quarto Congresso Nacional de Filosofia (459–475). São Paulo: Fortaleza IBF.
  • Ladusāns, S. S. J. (1963). Dažas gnozeoloģiskas refleksijas par indukciju. In H. Biezais (Ed.), Ieskatītais un atzītais (35–54). Stockholm: Daugava.
  • Ladusāns, S. S. J. (1970). Atklātais humānisms. Dzeive, 3, 14-19.
  • Ladusāns, S. S. J. (1971a). Aspectos Humanísticos da Ciência. Juizo critíco-construtivo sobre o Simpósio da Bienal. Estudos. Revista de filosofia e cultura da Associação de professores católicos de Porto Alegre. R. G. S., XXXI, (1), 27–29.
  • Ladusāns, S. S. J. (1971b). Funcão integrante da filosofia hoje. Algumas reflexões comemorando o primeiro aniversário da Sociedade Brasileira de Filósofos Católicos. Estudos. Revista de Filosofia e cultura da Associação de professores católicos de Porto Alegre. R.G.S., XXXI, 1, 22–33.
  • Ladusāns, S. S. J. (1971c). Introdução II do Prof. Pe. Vice-diretor da Faculdade de Filosofia Nossa Senhora Medianeira, Diretor Geral da Biblioteca Manoel da Nóbrega, Idealizador e Diretor da Coleção de Auto-Retratos Filosóficos Brasileiros. In Buggenhagen, Arnold von. Autobiografia filośofica. Contribuições ao inquérito do professor Dr. padre Stanislavs Ladusãns sôbre a situação filosófica no pais. Faculdade de Filosofia, Ciências e Letras de São José do Rio Prêto, Estado de São Paulo (17–27). São Paulo: Brasil.
  • Ladusāns, S. S. J. (1972). Integração de Valores. Estudos. Revista de Filosofia e cultura da Associação de professores católicos de Porto Alegre — R.G.S., XXXII, 123, 25–34.
  • Ladusāns, S. S. J. (1974a). Discurso de abertura da semana pronunciado pelo Presidente da Sociedade Brasileira de Filósofos Católicos, no dia 16 julho de 1972 na Càmara Municipal de São Paulo, local da realização da I.a Semana Internacional de Filósofia. In Sociedade Brasileira de Filósofos Católicos. Humanismo Pluridimensional. Atas de Primeira semana internacional de Filósofia. Primeiro Volume (29–40). São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1974b). Faculdade da Filósofia N.a S.a Medianeira, São Paulo, Brasil. Fenomenologia do dinamismo intencional do conhecimento. In Sociedade Brasileira de Filósofos Católicos. Humanismo Pluridimensional. Atas de Primeira semana internacional de Filósofia. Primeiro Volume (311-321). São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1976a). Idealizador e Diretor da Coleção. In Rumos da Filosofia Atual no Brasil em auto-retratos. Primeiro volume. São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1977a). Originalidade do Atual Desenvolvimento Filosófico Brasileiro. In Filosofia e desenvolvimento. Atas da III Semana internacional de filosofia realizada na cidade de Salvador, BA de 17 a 23 de julho de 1976. Vol. 1 (62-79). Rio de Janeiro: Ed. americana.
  • Ladusāns, S. S. J. (1977b). Pensamento parcial e total. Primeiro Volume da Série Investigações filósoficas de atualidade. São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1977b). Apresentação. In Pensamento parcial e total. Primeiro Volume da Série Investigações filósoficas de atualidade (9–16). São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1980). Epist. Sao Paulo, 20.03.1980 — B. Welte. In Foundation of Albert-Ludwigs-Universität Freiburg, Institut für SystematischeTheologie. São Paulo.
  • Ladusāns, S. S. J. (1984). Uma reflexão final integrante. Integração final das pesquisas do 15º colóquio filosófico internacional, realizado de 23 a 29 de Julho de 1984. Private Archive of Staņislavs Ladusāns, SJ, unnumurated document.
  • Ladusāns, S. S. J. (1988). Actualização do presente curriculum, feita no dia 12 de Janeiro de 1988. Private Archive of Staņislavs Ladusāns, SJ, unnumurated document.
  • Ladusāns, S. S. J. (1991) Dabiskā reliģija kā filozofiskā saistība ar Dievu. In Filozofija un teoloģija. Rakstu krājums. Vispasaules latviešu zinātnieku kongress (27-31). Riga: LZA Filozofijas un socioloģijas institūts.
  • Ladusāns, S. S. J. (1992). Membro da Pontificia Academia Romana de Santo Tomás de Aquino, presidente da Associação Católica Interamericana da Filosofia — ACIF. In Gnosiologia Pluridimensional. Fenomenologia do Conhecimento e Gnosiologia Crítica Geral. 1.o volume da Trilogia Gnosiológica. 8.o volume da Coleção do Conjunto de Pesquisa Filosófica (CONPEFIL) Investigações Filosóficas da Atualidade. São Paulo: Edições Loyola.
  • Ladusāns, S. S. J. (1993a). Cultura e filosofia cristã ou filosofia cristã da cultura. Veritas. Revista da Pontificia Universidade Catolica do Rio Grande do Sul, 38 (149), 35–50.
  • Ladusāns, S. S. J. (1993b). Kristīgā filozofija. In Svētais Akvīnas Toms (209–223). Riga: LZA FSI.
  • Ladusāns, S. S. J. (1994). Daudzpusīgā gnozeoloģija. Izziņas fenomenoloģija un vispārējā kritiskā gnozeoloģija. Riga: Rīgas Garīgais Seminārs.
  • Ladusāns, S. S. J. (1996). Reliģijas filozofija. Otrais gnozeoloģiskās triloģijas sējums. Riga: Rīgas Metropolijas Romas Katoļu garīgais seminārs.
  • Netto, E. (2013). A Contribução de Stanislavs Ladusans para a filosofia no Brasil. Filosofare. Retrieved from http://emilionettofilosofare.blogspot.com/2013/07/a-contribuicao-de-stanislavs-ladusans_1852.html
  • Rodrigues, A. S. J. (1972). Genética Cristã de Valores. São Paulo.
  • Rodríguez, R. V. (1993). Panorama da Filosofia Brasileira. Teoría, Crítica e Historia. Retrieved from https://www.ensayistas.org/critica/brasil/velez2.htm
  • Selvaggi, F. S. J. (1988). Filosofia do mundo. Cosmologia filosofica. São Paulo: Edições Loyola.
  • Silva, J. (2008). Dios en el pensamiento de M. Heidegger: La interpretación de Welte. Teología y vida, 49 (3), 339-351.
  • Sturm, F. G. (1989). Philosophy in Brazil Today. In J. J. E. Gracia & M. Camurati (Eds.), Philosophy and Literature in Latin America. A Critical Assesment of the Current Situation (25–35). Albany: State University of New York Press.
  • Severino, A. J. (2000). A Experiência Filosófica Brasileira da actualidade: uma proposta de sistematização. Editora Mandruvá. Retrieved from http://www.hottopos.com/convenit3/severin.htm
  • Welte, B. (1971). La Question de Dieu dans la Pensee de Heidegger. Revista Portuguesa de Filosofia, 26, 147–165.
  • Welte, B. (1973). An Martin Heidegger, 23. Juli 1973. In Martin Heidegger. Bernhard Welte. Briefe und Begegnungen (33). Klett-Cotta.
  • Welte, B. (1974). An Martin Heidegger, 31. Juli 1974. In Martin Heidegger. Bernhard Welte. Briefe und Begegnungen (36). Klett-Cotta.
  • Welte, B. (1977a). Search and Find: An Address on the Occasion of Martin Heidegger’s Funeral. Universitas 19.
  • Welte, B. (1977b). O Pensamento de Martin Heidegger e as ideologias. In Pensamento parcial e total. Primeiro Volume da Série Investigações filósoficas de atualidade (99-114). São Paulo: Edições Loyola.
  • Welte, B. (1980). Epist. Freiburg den 2. April 1980 — S. Ladusāns. In Foundation of Albert-Ludwigs-Universität Freiburg, Institut für Systematische Theologie. Freiburg.
  • Welte, B. (1982) God in Heidegger’s Thought. Philosophy Today, 26 (1), 85–100.
  • Wiercinski, A. (2010). Infinity and the Call of Thinking: Bernhard Welte and the Question of God. Analecta Hermeneutica, 1 (2), 1-14. Retrieved from https://journals.library.mun.ca/ojs/index.php/analecta/article/view/164/107