- 26 Июнь 2019
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2850
Н. ГАРТМАН И В. СЕЗЕМАН. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РЕЦЕНЗИИ Н. ГАРТМАНА «О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ» 1933
Название на языке публикации: | Н. ГАРТМАН И В. СЕЗЕМАН. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ РЕЦЕНЗИИ Н. ГАРТМАНА «О ВИЛЬГЕЛЬМЕ СЕЗЕМАНЕ» 1933 |
Автор: | ВЛАДИМИР БЕЛОВ |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 8, №1 (2019),  311-317 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.21638/2226-5260-2019-8-1-311-317 | PDF (Загрузок: 3230) |
Аннотация
Н. Гартман и В. Сеземан являются творцами так называемого «онтологического поворота» философии ХХ века. В статье проводится компаративистский анализ творчества этих двух философов, которые были хорошо знакомы друг с другом, начиная с юности. Определенная сложность такого анализа состоит в том, что, если Николай Гартман — классик, основоположник целого направления в философии ХХ века, влияние которого испытали многие философы, то Василий Сеземан, к сожалению, малоизвестный автор. Причинами такой малоизвестности являются, во-первых, почти полное отсутствие книг как результата исследований, поскольку Сеземан хотя и печатал довольно пространные работы, но лишь в виде статей, нимало не заботясь о том, чтобы затем издать их в книжном формате. Во-вторых, то обстоятельство, что он публиковался, в основном, в Литве и в литовских журналах, в которых большая часть работ была на литовском языке. И, в-третьих, Сеземан публиковал свои исследования на трех языках, два из которых русский и литовский — достаточно экзотичны для европейского философского сообщества до сих пор. Также в статье отмечается, что в своем оригинальном и самостоятельном творчестве Сеземан активно задействует и развивает прежде всего две концепции Гартмана. Выделение последним в феномене интуиции двух видов — непосредственной или стигматической и конспективной — помогает Сеземану более глубоко и разносторонне провести демаркацию между предметным и непредметным знанием. Учение Гартмана о многослойности или многоплановости бытия используется Сеземаном для того, чтобы развивать свои идеи относительно проблем иррациональности, вести речь о различных степенях напряженности внутренней жизни, преодолевать гносеологический дуализм предметного и непредметного знания в монизме высшей (божественной) реальности, утверждать то, что философия есть наука опытная.
Ключевые слова
Сеземан, Гартман, теория познания, онтология, логические законы, иррациональное, репрезентативная теория.
References
- Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
- Harich, W. (2000). Nicolai Hartmann: Leben, Werk, Wirkung. Würzburg: Königshausen & Neumann.
- Hartmann, N. (1912). Systembildung und Idealismus. In Philosophisches Abhandlungen: Hermann Cohen zum 70sten Geburtstag (4. Juli 1912) dargebracht (60-78). Berlin: B. Cassirer.
- Hartmann, N. (1921). Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin: de Gruyter.
- Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija [The Philosophy of Vasily Sesemann: A Phenomenology of Self-Awareness and Aesthetic Experience]. Vilnius: Versus Aureus. (in Lithuanian).
- Sesemann, V. (1912). Die Ethik Platos und das Problem des Bösen. In Philosophisches Abhandlungen: Hermann Cohen zum 70sten Geburtstag (4. Juli 1912) dargebracht (170-190). Berlin: B. Cassirer.
- Sesemann, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein: a) Die logischen Gesetze im Verhältnis zum subjektbezogenen und psychischen Sein. b) Die logischen Gesetze und das daseinsautonome Sein. Eranus, 2, 59-230.
- Sesemann, V. (2007). Aeshetics. Amsterdam, New York: Rodopi.
- Sezeman, V. (2012). Problema idealizma v filosofii [Problems of Idealism in Philosophy]. Voprosy filosofii, 4, 127-134. (in Russian).
- Sezemanas, V. (1987). Raštai. Gnoseologija [Works. Epistemology]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
- Sezemanas, V. (1997). Raštai. Filosofijos istorija. Kultūra [Works. Philosophy of History. Culture]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: