Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2470


РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ АДОНИСА ФРАНГЕСКУ
LEVINAS, KANT AND THE PROBLEM OF TEMPORALITY
London: Palgrave Macmillan, 2017. ISBN 978-1-137-59795-3

Название на языке публикации: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ АДОНИСА ФРАНГЕСКУ
LEVINAS, KANT AND THE PROBLEM OF TEMPORALITY
London: Palgrave Macmillan, 2017. ISBN 978-1-137-59795-3
Автор: АННА ЯМПОЛЬСКАЯ
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 7, №2 (2018),  576–585
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-576-585 PDF (Загрузок: 2698)

Аннотация
Книга британского феноменолога А. Франгеску подходит к сопоставлению философии Левинаса с философией Канта не со стороны противопоставления гетерономии и автономии, как в большей части имеющейся литературы, а исходя из вопроса о трансцендентальном схематизме. Посредником между Левинасом и Кантом выступает Хайдеггер, а также Ф. Розенцвейг с его «библейской» версией экстатической темпоральности. Левинасовская диахрония описывается Франгеску как новая форма экстатической темпоральности, отличная от темпоральности в трактовке как Хайдеггера так и Розенцвейга. Франгеску утверждает, что она служит аналогом трансцендентального схематизма разума. Мы кратко сопоставляем интерпретацию Франгеску с концепцией трансцендентального схематизма у М. Ришира, которая также восходит к левинасовской диахронической темпоральности. Схематизм у Ришира играет роль медиальной структуры, соединяющей воедино разнородные элементы, а именно слой «феноменологического», то есть нестабильного и мерцающего смысла, и слой «символического», то есть смысла определенным образом стабилизированного, учрежденного. Сходным образом и для Франгеску диахроническая темпоральность выступает как синтезирующая (хотя и не синхронизирующая) структура — как исходный синтез Бога, человека и мира.

Ключевые слова
Левинас, Кант, Хайдеггер, Розенцвейг, темпоральность, диахрония, трансцендентальный схематизм.

References

  • Basterra, G. (2015). The Subject of Freedom: Kant, Levinas. Fordham University Press.
  • Frangeskou, A. (2017). Levinas, Kant and the Problem of Temporality. London: Palgrave Macmillan.
  • Gordon, P. E. (2003). Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German philosophy. Berkeley: University of California Press.
  • Kant, I. (1994). Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Khaidegger, M. (1997). Kant i problema metafiziki [Kant and the Problem of Metaphysics]. Moscow: Logos. (in Russian).
  • Lévinas, E. (1983). Le temps et l’autre. Paris: Presses universitaires de France.
  • Lévinas, E. (1986). De Dieu qui vient à l’idée. Paris: Vrin.
  • Levinas, E. (1987). Autrement que savoir. Paris: Osiris.
  • Lévinas, E. (1993). Entre nous (Essais sur le penser-à-l’-autre). Paris: Librairie générale française.
  • Lévinas, E. (1995). Dieu, la mort et le temps. Paris: Le livre de poche.
  • Levinas, E. (2014). Zametki o smysle. [Notes on Meaning]. In S. Sholokhova & A. Yampol’skaya (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (18-38). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Llewelyn, J. (1999). The Hypocritical Imagination: Between Kant and Levinas. London: Routledge.
  • Richir, M. (1992). Méditations phénoménologiques: Phénoménologie et phénoménologie du langage. Grenoble: J. Millon.
  • Richir, M. (1996). L’expérience du penser: Phénoménologie, philosophie, mythologie. Grenoble: Jérôme Millon.
  • Rosenzweig, F. (2002). Der Stern der Erlösung. Freiburg: Universitätsbibliothek.
  • Rozentsveig, F. (2017). Zvezda izbavleniya [The Star of Redemption]. Moscow: Mosty kul’tury / Gesharim. (in Russian).
  • Schnell, A. (2011). Le sens se faisant. Marc Richir et la refondation de la phénoménologie transcendantale. Bruxelles: Ousia.