- 19 Декабрь 2018
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3243
БОГОВИДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ О БЫТИИ: ВЛАДИМИР ЛОССКИЙ И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР
Название на языке публикации: | БОГОВИДЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ О БЫТИИ: ВЛАДИМИР ЛОССКИЙ И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР |
Автор: | СВЕТЛАНА КОНАЧЕВА |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 7, №2 (2018),  312-336 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Статья |
DOI : 10.21638/2226-5260-2018-7-2-312-336 | PDF (Загрузок: 3325) |
Аннотация
В статье исследуется диалог православного богословия второй половины ХХ века с философией Хайдеггера. В центре внимания оказывается интерпретация апофатического метода в трудах В. Н. Лосского. В задачи исследования входит не столько выявление непосредственного влияния хайдеггеровской философии на концепцию Лосского (оно было достаточно незначительным), сколько демонстрация параллелей между бытийно-историческим мышлением Хайдеггера и апофатическим богословием Лосского. В первой части выделяются общие моменты хайдеггеровской трактовки мистической теории познания в ранних лекционных курсах и понимания Лосским особенностей мистического богословия Восточной церкви: акцент на переживании, неразрывная связь теологии и мистического опыта, позволяющая выйти за рамки концептуальных схем, понимание процесса богопознания как трансформативной практики, целью которой становится единение с Богом. Выделяются также общие черты в критической интерпретации Хайдеггером и Лосским сближения понятий Бога и бытия в мистической теологии Майстера Экхарта. Лосский противопоставляет экхартовскому Богу, мыслимому как Esse absconditum, апофатизм Псевдо-Дионисия Ареопагита, продумывающий Бога, который превышает не только сущее, но и бытие. Хайдеггер настаивает на необходимости теологической дифференции, различающей Бога и бытие. Проводится также сравнительный анализ понятия отрешенности у Экхарта, Лосского и позднего Хайдеггера. Автор выявляет специфику учения Лосского о человеческой личности, которое будучи сосредоточено на несводимости личности к природе, хотя и отсылает к экстатическому характеру экзистенции Dasein, однако укоренено в учении о сообразности человека с Богом. В последнем разделе статьи на примере анализа работ Хр. Яннараса, Д. Б. Харта и Дж. П. Мануссакиса демонстрируется, что критическая дистанция православных богословов по отношению к хайдеггеровской философии обусловлена их попытками разработать онтологию личного бытия. Мы приходим к выводу, что православные мыслители сближаются с Хайдеггером в поиске богословского метода, который бы в тождественном различии позволил мыслить немыслимое и невыразимое, переходя от субъект-объектных спекуляций к экстатическим преобразованиям субъекта, но различаются с ним в акцентировании личного характера мистического экстаза, определенного тринитарными положениями Восточной церкви.
Ключевые слова
Апофатизм, мистический опыт, Хайдеггер, Лосский, онтология, отрешенность, язык, различие, личность.
References
- Buren, J. Van. (1994). The Young Heidegger. Bloomington: Indiana University Press.
- Caputo, J. D. (1978). The Mystical Element in Heidegger’s Thought. Athens: Ohio University Press.
- Coriando, P.- L. (1998). Der letzte Gott als Anfang: zur ab-gründigen Zeit-Räumlichkeit des Übergangs in Heideggers „Beiträgen zur Philosophie (Vom Ereignis)“. München: Fink.
- Danner, H. (1971). Das Gottliche und der Gott bei Heidegger. Meisenheim a.Glan: Hain.
- Gadamer, H.-G. (1983). Heideggers Wege. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).
- Gethmann-Siefert, A. (1974). Das Verhältnis von Philosophie und Theologie im Denken Martin Heideggers. Freiburg, München: Alber.
- Hart, D. B. (2003). The Beauty of the Infinite: The Aesthetics of Christian Truth. Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Company.
- Heidegger, M. (1985a). Aus einem Gespräch von der Sprache. In Unterwegs zur Sprache (GA12) (79–146). Frankfurt a.M.: Klostermann.
- Heidegger, M. (1985b). Die Sprache. In Unterwegs zur Sprache (GA12) (7–30). Frankfurt a.M.: Klostermann.
- Heidegger, M. (1989). Beiträge zur Philosophie. (Vom Ereignis) (1936-1939) (GA 65). Frankfurt a. M.: Klostermann.
- Heidegger, M. (1995). Die philosophischen Grundlagen der mittelalterlichen Mystik. In Phänomenologie des religiösen Lebens (GA 60) (303–339). Frankfurt a.M.: Klostermann.
- Heidegger, M. (2006). Die Ontotheologische Verfassung der Metaphysik. In Identität und Differenz (GA 11) (59-60). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Heidegger, M. (2013). Zum Ereignis-Denken (GA 73). Frankfurt a. M.: Vittorio Klostermann.
- Jung, M. (1990). Das Denken des Seins und der Glaube an Gott: Zum Verhältnis von Philosophie und Theologie bei Heidegger. Würzburg: Königshausen u. Neumann.
- Khaidegger, M. (1993). Vremya i Bytie [Time and Being]. In Vremya i Bytie [Time and Being] (391-406). Moscow: Respublika. (in Russian).
- Khaidegger, M. (1998). Prolegomeny k istorii ponyatiya vremeni [History of the Concept of Time]. Tomsk: Vodolej. (in Russian).
- Konacheva, S. (2015). Sovpadenie krasoty i beskonechnosti kak osnovanie khristianskoi ontologii [The Identity of Beauty and Infinite as Source of Christian Ontology]. Ezhegodnik po fenomenologicheskoj filosofii [Annual for Phenomenological Philosophy], 4, 73-86. Moscow: RGGU. (in Russian).
- Losskii, V. (1991). Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj cerkvi [Essay on the Mystical Theology of the Eastern Church]. In Misticheskoe bogoslovie [The Mystical Theology]. Kiev: Put’ k istine. (in Russian).
- Losskii, V. (1995). Po obrazu i podobiyu [Image and Likeness]. Moscow: Svyato-Vladimirskoe bratstvo. (in Russian).
- Losskii, V. (2003). Otritsatel’noe bogoslovie i poznanie Boga u Meistera Ekkharta [Negative Theology and Knowledge of God by Meister Eckhart]. Bogoslovskie Trudy, 38, 147-236. (in Russian).
- Losskii, V. (2005). Otritsatel’noe bogoslovie i poznanie Boga u Meistera Ekkharta [Negative Theology and Knowledge of God by Meister Eckhart]. Bogoslovskie Trudy, 40, 38-46. (in Russian).
- Löwith, K. (1953). Heidegger: Denker in Dürftiger Zeit. Frankfurt a.M.: S. Fischer.
- Manoussakis, J. P. (2006). Toward a Fourth Reduction? In J. P. Manoussakis (Ed.), After God: Richard Kearney and Religious Turn in Continental Philosophy (21-39). New York: Fordham University Press.
- Manoussakis, J. P. (2007). God after Metaphysics: a Theological Aesthetic. Bloomington: Indiana University Press.
- Möller, J. (1952). Existenzialphilosophie und katholische Theologie. Baden-Baden: Verlag für Kunst und Wissenschaft.
- Pöggeler, O. (2009). Philosophie und hermeneutische Theologie: Heidegger, Bultmann und die Folgen. München: Fink.
- Safranski, R. (2002). Khaidegger: germanskij master i ego vremya [Heidegger: German Master and his Time]. Moscow: Molodaya gvardiya. (in Russian).
- Schäffler, R. (1978). Frömmigkeit des Denkens? Martin Heidegger und die katolische Theologie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
- Węcławsky, T. (1985). Zwischen Sprache und Schweigen: Eine Erörterung der theologischen Apophase im Gespräch mit Vladimir N. Lossky und Martin Heidegger. München: Minerva-Publikation
- Yannaras, C. (2005). Lichnost’ i eros [Person and Eros]. Moscow: ROSSPEN. (in Russian).
- Zaborowski, H. (2004) „Herkunft aber bleibt stets Zukunft“. In Heidegger-Jahrbuch 1: Heidegger und die Anfänge seines Denkens (123–158). Freiburg, München: Verlag Karl Alber.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: