Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3538


ДЕИСТОРИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ «РАННЕГО» МАРКУЗЕ

Название на языке публикации: ДЕИСТОРИЗАЦИЯ И ИСТОРИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ «РАННЕГО» МАРКУЗЕ
Автор: Алексей Савин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  191-225
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-191-225 PDF (Загрузок: 2912)

Аннотация
Целью настоящей статьи является раскрытие связи маркузеанского понятия деисторизации с его интерпретацией и критикой хайдеггеровского понятия историчности. Деисторизация в философии Маркузе, согласно моему предварительному определению, – это такое преобразование творческих, отрицающих наличную действительность, социальных сил и способностей человека, которое делает их элементами механизма производства и воспроизводства наличной действительности, а, тем самым, способом подавления стремления человечества к свободе и счастью и увековечения господства. Деисторизация, по Маркузе, есть основная форма производства и воспроизводства ложной тотальности. Идея деисторизации является сквозным и определяющим критическим понятием философии Маркузе в целом. Основой формирования понятия деисторизации являются его критика и интерпретация хайдеггеровской концепции историчности, осуществленные им еще в период «хайдеггерианского марксизма» (1928–1933). Эта хайдеггеровская концепция, по Маркузе, является вершиной и предельным достижением современной немарксистской философии. Это качество ему придает, по мнению Маркузе, то, что оно трактует историю с точки зрения бытия, в противоположность гегелевской идеалистической диалектике и немецкому историзму XIX века, трактовавшим ее с точки зрения сознания или духа. Можно выделить четыре основных момента критики и трансформации Гербертом Маркузе хайдеггеровского понимания историчности. 1. Деформализация хайдеггеровской трактовки историчности Dasein. Экспликация материального содержания историчности, т.е. определяющего для нее характера условий существования Dasein. 2. Конкретизация Dasein, его трактовка не как отдельного человека, а как класса, ввиду содержательных различий окружающего мира, материальных условий существования. 3. Вытекающая из деформализации историчности и конкретизации Dasein реабилитация сферы бытия-с-другими, публичности, а тем самым и пространства политической борьбы, как сферы подлинности. 4. Тематизация и раскрытие фундаментальной роли феноменологически понятой пространственности (Räumlichkeit) в конституции конкретной, т.е. определяемой материальным содержанием и общественным характером Dasein историчности. Эта маркузеанская интерпретация и критика хайдеггеровского понимания историчности и базирующаяся на ней критика деисторизации прокладывает путь его онтологической интерпретации марксистской диалектики как метода борьбы против деисторизации и ложной тотальности и как единственного подлинно революционного способа мышления.

Ключевые слова
Историчность, деисторизация, феноменология, марксизм, Хайдеггер, Маркузе, пространство.

References

  • Angus, I. (2005). Walking on Two Legs: On The Very Possibility of a Heideggerian Marxism [Review of the book Heidegger and Marcuse: The Catastrophe and Redemption of History, by A. Feenberg]. Human Studies, 28 (3), 335–352. doi: 10.1007/s10746-005-7415-9
  • Borisov, E.V. (2009). Osnovnye cherty postmetafizicheskoi ontologii [Basic Features of Post-metaphysical Ontology]. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo universiteta. (in Russian).
  • Broeker-Oltmanns, K. (1988). Nachwort der Herausgeberin. In M. Heidegger, Ontologie. Hermeneutik der Faktizität (GA 63) (113–116). Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Feenberg, A. (2005). Heidegger and Marcuse: The Catastrophe and Redemption of History. London, New York: Routledge.
  • Gadamer, H.-G. (1999). Wahrheit und Methode. Bd. I. Tübingen: Mohr Siebeck.
  • Gander, H.-H. (2007). Existentialontologie und Geschichtlichkeit. In Klassiker Auslegen. Martin Heidegger. Sein und Zeit. 2 (229–252). Berlin: Akademie.
  • Heidegger, M. (1993). Sein und Zeit. Tuebingen: Klostermann.
  • Heidegger, M. (2004). Der Begriff der Zeit. (Vorlesungen 1924) (GA 64). Tübingen: Klostermann.
  • Il’in, V. (Lenin V.I.). (1909). Materializm i empiriokrititsizm. Kriticheskie zametki ob odnoi reaktsionnoi filosofii [Materialism and Empiriocritisizm]. Moscow: Zveno. (in Russian).
  • Marcuse, H. (1965a). Der Kampf gegen den Liberalismus in der totalitaeren Staatsauffassung. In H. Marcuse, Kultur und Gesellschaft I (17–55). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1965b). Über die philosophische Grundlagen des wirtschaftswissenschaftlichen Arbeitsbegriff. In H. Marcuse, Kultur und Gesellschaft II (7–48). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1969). Neue Quellen zur Grundlegung des historischen Materialismus. In H. Marcuse. Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft (7–54). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1975). Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit. Dritte Auflage. Frankfurt am Main: Klostermann.
  • Marcuse, H. (1978). Beiträge zur Phänomenologie des Historischen Materialismus. In H. Marcuse, Schriften. Bd. I. Erste Auflage (347–384). Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  • Marcuse, H. (1998). Technology, War and Fascism. In H. Marcuse, Collected Papers. Vol. 1. London, New York: Routledge.
  • Marcuse, H. (2005). Heideggerian Marxism. Lincoln, London: University of Nebrasca Press.
  • Molchanov, V.I. (2015). Istoriya i prostranstvo. Destruktsiya temporal’noi istorichnosti [History and Space. Temporal Historicity Destruction]. In Fenomen prostranstva i proiskhozhdenie vremeni [Space-Phenomenon and Origin of Time] (244-255). Moscow: Akademicheskii proekt. (in Russian).
  • Patochka, Ya. (2008). Ereticheskie esse o filosofii istorii [Heretical Essays on the Philosophy of History]. Minsk: Logvinov. (in Russian).
  • Savin, A.E. (2016). Gerbert Markuze [Herbert Marcuse]. In I. Vdovina & I. Dzhokhadze (Eds.), Zapadnaya filosofiya XX — nachala XXI vv. Intellektual’nye biografii [Western Philosophy from XX to the Beginning of XXI Centuries. Intellectual Biographies] (181–210). Moscow, Saint-Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ. (in Russian).
  • Strube, C. (1997). Nachwort des Herausgebers. In M. Heidegger, Der deutsche Idealismus (Fichte, Schelling, Hegel) und die philosophische Problemlage der Gegenwart (GA 28) (363–367). Dzhokhadze: Klostermann.
  • Wolin, R. (2001). Heidegger’s Children: Hannah Arendt, Karl Lowith, Hans Jonas, and Herbert Marcuse. Princeton & London. UP of Princeton.
  • Wolin, R. (2005). Introduction. What is Heideggerian Marxism? In H. Marcuse, Heideggerian Marxism (XI–XXX). Lincoln, London: UP of Nebraska.