Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2890


СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА
ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА ЗА РУБЕЖОМ

Название на языке публикации: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА ЗА РУБЕЖОМ
Автор: Владимир Белов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  411-424
Язык: Русский
Тип публикации: Рецензия
PDF (Загрузок: 2596)

Аннотация
Усиливающаяся за рубежом интенсивность исследований творчества незаслуженно забытого у себя на родине философа Василия Сеземана диктует необходимость прояснения некоторых важных моментов, так или иначе проявляющихся в оценках характера этого творчества. В статье обосновываются две основные идеи: во-первых, то, что В. Э. Сеземан всегда был русским философом и, во-вторых, философом оригинальным и самостоятельным, несмотря на сильные влияния со стороны интуитивизма Н. Лосского, неокантианства Г. Когена и П. Наторпа, феноменологии Э. Гуссерля и новой онтологии Н. Гартмана. В своем творчестве Сеземан стремился развивать классический вариант платонизма и неоплатонизма, что характерно, собственно, и для всей так называемой соловьевской школы русской религиозной философии, но обогащенный и критически переосмысленный через достижения наиболее влиятельных современных ему философских направлений. Данные утверждения автор обосновывает в дискуссии с наиболее значительными работами западных исследователей творчества русского философа, среди которых выделяются две монографии Т. Боц-Борнштейна и Д. Йонкуса, соответственно, на английском и литовском языках. Также подчеркивается, что неоднозначность и неточность интерпретации позиции Сеземана в отношении феномена интуиции со стороны его исследователей связана с тем, что его теория познания не является самодостаточной сферой, но встроена в общий процесс совершенствования человека. И хотя большинство работ Сеземана посвящены темам теории познания и эстетики, главной особенностью его мышления была системность. На основе его оригинальным образом интерпретируемой теории познания выстраивается все здание его философии: онтология, этика, эстетика, философия религии и культуры.

Ключевые слова
Сеземан, русский философ, неокантианство, интуиция, феноменология, теория познания, система философии.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (2000). The Life of Vosylius Sezemanas and His Critical Realism. In J. Baranova (Ed.), Lithuanian Philosophy: Personas and Ideas (187 -200). Washington: Council for Research in Values & Philosophy.
  • Belov, V. (2015). Yavlyaetsya li German Kogen neokantiantsem? [Is Herman Cohen a Neo-Kantian?]. Kantovskii sbornik, 3 (53), 38–45. (in Russian).
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Dmitrieva, N. (2007). Russkoe neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and Philosophical Essays]. Moscow: ROSSPEN (in Russian).
  • Donskis, L. (2007). Editor’s Introduction: Mapping Inter-War Lithuanian Philosophy. In V. Sesemann, Aeshetics (XI — XXVI). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Ferrari, М. (2002). Ist Cassirer methodisch gesehen ein Neukantianer? In D. Pätzold & C. Krijnen (Eds.), Der Neukantianismus und das Erbe des deutschen Idealismus: Die philosophische Methode (103–122). Würzburg: Königshausen & Neumann.
  • Hartmann, N. (1958). Zu Wilhelm Sesemann. 1933. In N. Hartmann, Kleinere Schriften. Band III. Vom Neukantianismus zur Ontologie (368–374). Berlin: Walter de Gruyter.
  • Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija [The Philosophy of Vasily Sesemann: A Phenomenology of Self-Awareness and Aesthetic Experience]. Vilnius: Versus Aureus. (in Lithuanian).
  • Jonkus, D. (2017). Filosofiya Vasiliya Sezenama: neokantianstvo, intuitivizm, fenomenologiya [The Philosophy of Vasily Sesemann: Neo-Kantianism, Intuitivism and Phenomenology]. Horizon. Studies in Phenomenology, 6 (1), 79–96. (in Russian).
  • Konizkiyi, A. (1995). Vasilii Seseman [Vasily Sezemann]. Vil’nyus, 4, 123–130. (in Russian).
  • Losski, N. (1929). Die intellektuelle Anschauung als Methode der Philosophie. Der Russische Gedanke. Internationale Zeitschrift fur russische Philosophie, Literturwissenschaft und Kultur, 1, 4–17.
  • Sezeman, V. (1932). Die logischen Gesetze und das Sein: a) Die logischen Gesetze im Verhältnis zum subjektbezogenen und psychischen Sein. b) Die logischen Gesetze und das daseinsautonome Sein. Eranus, 2, 59–230.
  • Sezemanas, V. (1987). Raštai. Gnoseologija [Works. Epistemology]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1997). Raštai. Filosofijos istorija. Kultūra [Works. Philosophy of History. Culture]. Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezeman, V. (2011). Real’naya ustanovka i «chistoe» (bezustanovochnoe) znanie (iz rukopisnogo naslediya) [The Real Attitude and the “Pure” (Attitudeless) Knowledge. From the Manuscript Heritage]. Kantovskii sbornik, 2 (36), 83–89. (in Russian).
  • Sezeman, V. (2012). Problema idealizma v filosofii [Problems of Idealism in Philosophy]. Voprosy filosofii, 4, 127–134. (in Russian).
  • Slesoryunene, E. (1991). Stroki lyubvi i nadeshdy [Lines of love and hope]. Vil’nyus, 2, 127–138. (in Russian).
  • Sverdiolas, A. (2010). Vasily Sesemann: The Other and Time. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Vasily Seseman: Selected Papers (15-33). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Tarasti, E. (2006). Preface. In T. Botz-Bornstein, Vasily Sesemann. Experience, Formalism and the Question of Being (7–13). Amsterdam, New York: Rodopi.