Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3258


КОММЕНТАРИЙ О МАРКСИЗМЕ И ФЕНОМЕНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА ЛЕФОРА

Название на языке публикации: COMMENTAIRE SUR LA PHÉNOMÉNOLOGIE ET LE MARXISME DANS L’ŒUVRE DE CLAUDE LEFORT
Автор: Сергей Гашков
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  177-190
Язык: Французский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-177-190 PDF (Загрузок: 2988)

Аннотация
Эта статья была задумана как не совсем обычное исследование. С одной стороны, речь идёт о попытке понять взаимное соотношение феноменологии и марксизма в творчестве раннего Лефора. Исследователи подчёркивают, что Лефор не был феноменологом как таковым, его смешение марксизма и феноменологии происходило под влиянием Мерло-Понти. Более того, его представление о том, что такое феноменология во многом было связано с философией его учителя, Мерло-Понти. Тем не менее, нам представляется, что в ранний период своего творчества Лефор успешно пользуется феноменологией как своеобразной социально-философской практикой, дающий ему выход на философию истории и теоретическую социологию. Поэтому мы предлагаем развить «социальную критику» Лефора в феноменологическом ключе. Лефор ставит феноменологический вопрос: что значит быть рабочим, как чувствовать себя в теле пролетария? Исследование, таким образом, приобретает историко-философский смысл и касается взаимодействия Лефора с М. Мерло-Понти (феноменология) и К. Касториадисом (марксизм). С другой стороны, оригинальность нашего поиска нам видится в том, чтобы наметить пути для развития социально-философской феноменологии Лефора в сторону её сближения с тем пониманием материи, которое мы находим в «материальной феноменологии» М. Анри. Итак, цели и задачи нашей работы являются, с одной стороны, историко-философскими, а именно раскрыть смысл и значение феноменологического марксизма Лефора, с другой стороны, собственно феноменологическими: описать феномен материальности класса, фундируя основоположения социальной философии Лефора. С методической точки зрения нам важно не только проследить проблему классового сознания, обсуждавшуюся Сартром, Мерло-Понти и Лефором, но и показать её взаимосвязь с проблемой бытия материального феномена в мире, которую они как таковую не формулировали. В результате мы приходим к обширной проблеме феноменологического осмысления материальности социального праксиса. Конечно, данная проблема не может быть решена в рамках одной статьи. Тем не менее, нам представляется, что нам удалось достигнуть результата, так как в отечественной традиции философия Лефора изучается обычно в рамках политической философии и социологии власти. Феноменологическая составляющая при этом рассматривается как второстепенная, практически несамостоятельная. Результатом нашей работы оказывается то, что мы указываем феноменологическую проблематику в качестве ведущей.

Ключевые слова
Клод Лефор, феноменология, марксизм, классовое сознание, материальная феноменология, социальный праксис, социальный феномен.

References

  • Audier, S. (2005). Machiavel. Conflit et liberté. Paris: Librairie Vrin.
  • Castoriadis, C. (1949). Les rapports de production en Russie. Socialisme ou Barbarie, 2, 1-67.
  • Henry, M. (1990). La phénoménologie matérielle. Paris: PUF.
  • Labelle, G. (2005). Merleau-Ponty et les aventures de la phénoménologie. Philosophie. Revue d’idées, 7 (1).
    Retrieved from http://www.revueargument.ca/article/2004-10-01/304-merleau-ponty-et-les-aventures-de-la-phenomenologie.html
  • Lefort, C. (1978a). Les Formes de l'histoire. Paris: Gallimard.
  • Lefort, C. (1978b). Sur une colonne absente. Écrits utour de Merleau-Ponty. Paris: Gallimard.
  • Lefort, C. (1979). Éléments de la critique de la bureaucraties. Paris: Gallimard.
  • Lewis, W. S. (2005). Louis Althusser and the Tradition of French Marxism. Lanham: Lexington Books.
  • Merleau-Ponty, M. (1945). La Phénoménologie de la perception. Paris, NRF: Gallimard.
  • Merleau-Ponty M. (1948). Sens et non-sens. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1955). Les Aventures de la dialectique. Paris: Gallimard.
  • Merleau-Ponty, M. (1960). Signes. Paris: Gallimard (NRF).
  • Merleau-Ponty, M. (1964). Le Visible et l’invisible. Paris: Gallimard.
  • Ory P., & Sirinelli J.-Fr. (2002). Les intellectuels en France: De l’affaire Dreyfus à nos jours. Paris: Armand Collin et Éditions Perrin.
  • Poltier, H. (1997). Claude Lefort: La découverte du politique. Paris: Michalon.
  • Poltier, H. (1998). Passion du politique: la pensée de Claude Lefort. Genéve: Labor et Fides.
  • Richir, M. (1988). Phénoménologie et Institution symbolique. Paris: Millon.