Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2545


ЖИЗНЕННЫЙ МИР КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ

Название на языке публикации: LEBENSWELT ALS PRAKTISCHER HORIZONT
Автор: Аличе Пульезе
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №2 (2017),  46-65
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-2-46-65 PDF (Загрузок: 2842)

Аннотация
Статья представляет оценку гуссерлевского понятия Lebenswelt на основе его поздних рукописей, посвященных генетическому анализу. Размышление о понятии жизненного мира нацелено на то, чтобы оценить феноменологический вклад в философские споры за пределами разногласий реализма, натурализма и субъективизма. Статья начинается с рассмотрения идеи «универсальной корреляции», акцентируя тем самым эгологическую фигуру «Ich-kann» (Я-могу) как собственного кандидата на то, чтобы составить конституцию жизненного мира. В статье утверждается, что конститутивная активность «Я-могу» отвечает за внутреннюю артикуляцию множества частных миров (Sonderwelten) в пределах объемлющего жизненного мира. Такое отношение между мирами, центрированными интересом, и охватывающим жизненным миром не является всецело эмпирическим, оно не может быть объяснено в терминах причинности или фактичности. Более того, оно обнаруживает особенную субъективную ответственность, понятую как специфический доступ к миру, которая имеет особое моральное значение. Здесь заявляет о себе до-предикативная и до-нормативная форма ответственности, укорененная в темпоральной и интенциональной структуре опыта, которая связана с первичными формами социализации и сущностной структурой жизненного мира как мира «для всех».

Ключевые слова
Гуссерль, Я-могу, конституция, корреляция, жизненный мир, феноменологическая этика, особенный мир, традиция, ответственность.

References

  • Brudzińska, J. (2018). Statische und Genetische Analyse. In E. Alloa, T. Breyer & E. Caminada (Eds.), Handbuch Phänomenologie. Stuttgart: Mohr Siebeck. (Im Erscheinen).
  • Brudzińska, J. (2014). Becoming a Person in the Life-World. Paradigmi. Rivista di critica filosofica, 3, 91-110.
  • Castoriadis, C. (1990). Gesellschaft als imaginäre Institution. Entwurf einer politischen Philosophie. Frankfurt: Suhrkamp.
  • Dodd, J. (2004). Crisis and Reflection. An Essay on Husserl’s Crisis of the European Sciences. Dordrecht: Kluwer.
  • Dodd, J. (2007). Der Schatten des Politischen in Husserl und Scheler. In G. Lehissa & M. Staudigl (Eds.), Lebenswelt und Politik. Perspektiven der Phänomenologie nach Husserl (91-111). Würzburg: Königshausen &Neumann.
  • Elger, E., Friederici, A.D., Koch, C., Luhmann, H., von der Malsburg, C., Menzel, R., Monyer, H., Rösler, F., Roth, G., Scheich, H., Singer, W. (2004). Das Manifest. Elf führende Neurowissenschaftlerüber Gegenwart und Zukunft der Hirnforschung. Gehirn und Geist, 6, 30-37.
  • Gallagher, S. (2012). Cognitive Science. In S. Luft & S. Overgaard (Eds.), The Routledge Companion to Phenomenology (573-585). New York: Routledge.
  • Gethmann, C. F. (Ed.). (2011). Lebenswelt und Wissenschaft. Hamburg: Meiner.
  • Gilbert, M. (2014). Joint Commitment: How We Make the Social World. New York : Oxford University Press.
  • Gräb-Schmidt, E. (2010). Die Aufgabe der Verantwortung als Erfahrung der Freiheit. Ethische Überlegungen anlässlich des illusionsverdachtes der Freiheit seitens der Hirnforschung. In T. Fuchs & G. Schwarzkopf (Eds.), Verantwortlichkeit — nur eine Illusion ? (275-294). Heidelberg: Universitätsverlag Winter.
  • Husserl, E. (1950). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1966a). Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918-1926 (Hua XI). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1966b). Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917) (Hua X). Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI): 2. Auflage. Den Haag: Martinus Nijhof.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (Hua XXXIX). New York: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie (Hua XLII). New York: Springer.
  • Jonas, H. (1979). Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Frankfurt a.M.: Insel Verlag.
  • Loidolt, S. (2015). Transzendentalphilosophie und Idealismus in der Phänomenologie. Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy, Special issue, I, 1, 103-135.
    Retrieved from http://www.metodo-rivista.eu/index.php/metodo/article/view/110
  • Luft, S. (2011). Subjectivity and Lifeworld in Transcendental Phenomenology. Evanston, Illinois: Northwestern University Press.
  • Szanto, T. & Moran, D. (Eds.). (2016). Phenomenology of Sociality. Discovering the “We” . New York: Routledge.
  • Waldenfels, B. (1998). Antwort auf das Fremde. Grundzüge einer responsiven Phänomenologie. In Der Anspruch des Anderen. Perspektiven phänomenologischer Ethik (35-50). München: Fink.
  • Zahavi, D. (2010). Naturalized Phenomenology. In S. Gallagher & D. Schmicking (Eds.), Handbook of Phenomenology and Cognitive Science (3-19). Dordrecht, New York, Heidelberg, London: Springer.