Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3315


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СОЛИПСИЗМ

Название на языке публикации: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СОЛИПСИЗМ
Автор: Ярослав Слинин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 116-139
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-116-139 PDF (Загрузок: 3373)

Аннотация
В статье я намерен показать, что декартово правило не принимать за истинное ничего неочевидного и сомнительного приводит к солипсизму. Следуя этому правилу, Декарт получил изначальную абсолютную истину: «Я мыслю, следовательно, я существую». Однако из моего несомненного существования такое существование для других «я» не следует. Декарт попытался выйти из положения, сформулировав онтологическое доказательство бытия Божьего. Это доказательство не может быть признано состоятельным, поскольку далеко не все его шаги столь же несомненны, сколь истина cogito ergo sum. Таким образом, угроза солипсизма Декартом не была устранена. В дальнейшем Э. Гуссерль, желая преодолеть релятивизм и скептицизм, будучи убеждён в том, что всё истинное истинно абсолютно, и полагая, что всякая абсолютная истина должна быть несомненной, предпринял попытку обнаружить такие истины. Его процедура феноменологической редукции явилась усовершенствованным вариантом картезианского сомнения. Она привела к тому результату, что несомненным является только существование трансцендентального «я» и всего того, что ему имманентно. Этот результат соответствует картезианскому положению о несомненности sum cogitans. Согласно Гуссерлю, в области сомнительного трансцендентного оказалось автономное существование Бога и природы. Что касается существования других «я», то оно, по Гуссерлю, трансцендентно и в то же время несомненно: об этом свидетельствует находящаяся в распоряжении sum cogitans аппрезентация, представляющая собой аналогическую апперцепцию. Однако, с моей точки зрения, аналогическая апперцепция имеет ничуть не большую доказательную силу, чем онтологическое доказательство Декарта. Она не может обосновать положение о том, что трансцендентное существование других «я» очевидно и несомненно. Таким образом, своего рода трансцендентный солипсизм оказывается непреодолённым. В конце статьи я анализирую две основные характеристики sum cogitans: его контингентность и его прерывистость.

Ключевые слова
Скептицизм, Декарт, методическое сомнение, Гуссерль, феноменологическая редукция, аналогическая апперцепция.

References

  • Dekart, R. (1989a). Rassuzhdenie o metode, chtoby verno napravlyat’ svoi razum i otyskivat’ istinu v naukakh [Discourse on the Method of Rightly Conducting One’s Reason and of Seeking Truth in the Sciences]. In R. Deskartes, Sochineniya v dvukh tomakh [Works in Two Volumes. Vol. 1] (250–296). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Dekart, R. (1989b). Pervonachala filosofii [Principles of Philosophy]. In R. Deskartes, Sochineniya v dvukh tomakh [Works in Two Volumes. Vol. 1] (297–422). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Dekart, R. (1994). Razmyshleniya o pervoi filosopfii, v koikh dokazyvaetsya sushchestvovanie Boga i razlichie mezhdu chelovecheskoi dushoi i telom [Meditations on First Philosophy in which the Existence of God and the Immortality of the Soul are Demonstrated]. In R. Deskartes, Sochineniya v dvukh tomakh [Works in Two Volumes. Vol. 2] (3–73). Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1909) Logicheskie issledovaniya. Chast’ pervaya. Prolegomeny k chistoi logike [Logical Investigations. Part 1. Prolegomena to Pure Logic]. St. Petersburg: “Obrazovanie”. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (1998) Kartezianskie razmyshleniya [Cartesian Meditations]. St. Petersburg: Science. (in Russian).
  • Gusserl’, E. (2009) Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Moscow: Akademical Project. (in Russian).
  • Sekst Empirik. (1976). Tri knigi pirronovykh polozhenii [Outlines of Pyrrhonism]. In Sexstus Empiricus, Sochineniya v dvukh tomakh [Works in Two Volumes. Vol. 2] (207–380). Moscow: Mysl’. (in Russian).