Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3290


ЗАМЕТКИ О ЖЕНСТВЕННОСТИ, ИЛИ БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО ПЛАТЬЯ

Название на языке публикации: NOTES ON FEMININITY, OR THE BIG STORY OF A LITTLE DRESS
Автор: Стоян Асенов
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 161-180
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-161-180 PDF (Загрузок: 3176)

Аннотация
В 1926 г. Коко Шанель создает маленькое черное платье и этим событием отмечено начало удивительного долголетия этой одежды в мире моды. Такое долголетие парадоксально: что-то остается всегда модным в мире изменчивости. Этот парадокс позволяет нам взглянуть на маленькое черное платье как уникальную историю отношений между телом и одеждой, которая репрезентирует женщину вне эфемерности модного и придает женственности специфический статус. Феномен маленького черного платья позволяет нам раскрыть существенные черты современного конституирования тела и женственности. Важный вопрос, на который мы пытаемся здесь ответить, заключается в том, как философия может подойти к осмыслению этого феномена. Реконструкция конкретного культурно-исторического контекста, несмотря на свою значимость, скорее затруднила бы понимание этого феномена, так как ускользнет уникальность и целостность предмета исследования. Данная статья предлагает иной подход: понимание возможно, если феноменологически раскрыть «игру» между телом, черным цветом и маленьким [платьем], т.е. отношение между черной одеждой, телом, и «работой» малого. Основная предпосылка предлагаемого автором анализа заключается в том, что эта «игра» темпорализует тело, и поэтому маленькое черное платье является, прежде всего, временным феноменом. Тело выходит за пределы физического способа существования, и природная женственность становится исторической и биографической. Таким образом, тайна и очарование женственности возникают не столько вследствие физических особенностей тела, а, скорее, в репрезентации его как утаенной истории, как скрытой биографии. Таким образом, женщина предстает как рассказ, но это не рассказ о «природной» женщине, а о биографическо-индивидуализированной женственности. Тем самым открываются новые измерения эротического, поскольку оно выходит за пределы эротики непосредственного ощущения и образа и становится эротикой воображения.

Ключевые слова
Тело, женственность, темпорализация, свобода, мода, эротическое, цвет, одежда, воображение.

References

  • Asenov, S. (2014). Bitie i otsastvie. Dostoevski i opitat sas smartta [Being and Absence. Dostoevsky and the Experience of Death]. Sofia: Sofia University Press. (in Bulgarian).
  • Eco, U. (Ed.). (2006). Istoria na krasotata [History of Beauty]. Sofia: Kibea Pubishing House. (in Bulgarian).
  • Gidel, H. (2008). Koko Shanel: biografiya [Coco Chanel: Byography]. Sofia: Riva. (in Bulgarian).
  • Lipovetskii, Zh. (2012). Imperiya efemernogo. Moda i ee sud’ba v sovremennom obshchestve [The Ephemeral Empire. Fashion and its Destity in Modern Sosciety]. Moscow: New Literary Observer. (in Russian).