Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3524


EMPLOTMENT И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ЧЕРИЛ МАТТИНГЛИ

Название на языке публикации: EMPLOTMENT И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ЧЕРИЛ МАТТИНГЛИ
Автор: Виталий Лехциер
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 140-160
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-140-160 PDF (Загрузок: 3340)

Аннотация
Данная статья посвящена феноменологическим аспектам эмпирических исследований Черил Маттингли, одной из самых ярких представительниц современной американской медицинской антропологии. Медицинская антропология – активно развивающаяся социальная наука, нередко, особенно с конца 80-х годов прошлого века, обращающаяся к концептуальным ресурсам феноменологической философии для обоснования своих методологических и ценностных приоритетов. Такое обращение связано с вниманием медицинских антропологов к субъективному опыту болезни и здоровья, к смыслам страдания, пациентскому сторителлингу, ситуативным эффектам клинических взаимодействий, к изменениям в жизненном мире человека, вызванным тяжелыми хроническими патологиями. Первая часть статьи эксплицирует теоретический каркас той версии прикладной феноменологии, которую предлагает Маттингли в своих многолетних эмпирических исследованиях 1990-х и 2000-х годов, предметом которых стали клинические взаимодействия эрготерапевтов со своими пациентами. При анализе этих взаимодействий Маттингли опирается, прежде всего, на феноменологически обоснованный тезис Поля Рикера о том, что между повествованием и опытом времени существует изоморфизм – благодаря связующей силе сюжета. При этом Маттингли переносит понятие нарратива и ряд сопутствующих ему характеристик из сферы философской нарратологии в сферу феноменологии (взаимо)действия. Главная идея Маттингли состоит в том, что само действие обладает нарративной структурой, в том смысле, что акторы сами осуществляют сюжетизацию взаимодействия, конфигурируют текущие события таким образом, что они выстраиваются в нечто целое, в связную терапевтическую историю, в которой каждый последующий эпизод терапии вытекает из предыдущего, а не просто хронологически за ним следует. Вторая часть статьи на примере одной детализированной реальной терапевтической сессии показывает, как эти идеи работают на практике, при интерпретации конкретных терапевтических взаимодействий. В целом мы планируем в статье показать, что, хотя обращение Маттингли к феноменологическому контексту не имеет систематического характера, и поэтому корректней говорить о феноменологических «мотивах» в ее творчестве, его можно трактовать как один из наиболее интересных вариантов прикладного применения феноменологической философии в сфере социальных наук.

Ключевые слова
Терапевтическое взаимодействие, нарратив, практика, время, опыт, феноменология, сюжетизация.

References

  • Arendt, H. (2000). Vita activa, ili o deyatel’noi zhizni [Vita Activa or an Active Life]. St. Petersburg: Aleteiya. (in Russian).
  • Benner, P. (1984). From Novice to Expert: Excellence and Power in Clinical Nursing Practice. Menlo Park, CA: Addison-Wesley.
  • Benner, P. (1985). Quality of Life: A Phenomenological Perspective on Explanation, Prediction, and Understanding in Nursing Science. Advances in Nursing Science, 8 (1), 1–14.
  • Benner, P. (1994). The Tradition and Skill of Interpretive Phenomenology in Studying Health, Illness, and Caring Practices. In P. Benner (Ed.), Interpretive Phenomenology: Embodiment, Caring, and Ethics in Health and Illness (99–126). Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage Publication.
  • Brooks, P. (1984). Reading for the Plot. Design and Intention in Narrative. New York: Vintage Books.
  • Chan, G., Brykczynski, K., Malone, R., Benner, P. (Eds.). (2010). Interpretive Phenomenology in Health Care Research. Indianapolis, IA: Sigma Theta Tau International.
  • Ember, C. R., Ember, M. (Eds.) (2004). Encyclopedia of Medical Anthropology. V. 1, V. 2. New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow: Kluwer Academic/Plenum Publishers.
  • Fleming, M. A (1993). Common Sense Practice in an Uncommon World. Clinical Reasoning: Forms of Inquiry in Therapeutic Practice. Philadelphia: F.A. Davis Press.
  • Foster, G.M., & Anderson, B.G. (1978). Medical Anthropology. New York: Wiley.Frank, A. (1997). Wounded Storyteller: Body, Illness, and Ethics. Chicago, London: University Of Chicago Press.
  • Frye, N. (1957). Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Good, B.J. (1994a). Medicine, Rationality, and Experience. An Anthropological Perspective. New York: Cambridge University Press.
  • Good, B.J. (1994b). A Body in Pain — The Making of a World of Chronic Pain. In M.-J. DelVecchio-Good, P. E. Brodwin, B. J. Good, A. Kleinman (Eds.), Pain as Human Experience: An Anthropological Perspective (29–48). California: Berkeley, Los Angeles; London: University of California Press.
  • Good, M.-J.D., Munakata, T., Kobayashi, Y., Mattingly, C., Good, B.J. (1994). Oncology and Narrative Time. Social Science & Medicine, 38 (6), 855–862. doi: 10.1016/0277-9536(94)90157-0
  • Gusserl’, E. (1999). Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii T.1 [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. V. 1]. Moscow: House of Intellectual Book. (in Russian).
  • Kleinman, A. (1988). The Illness Narratives. Suffering, Healing, and the Human Condition. New York: Basic Books.
  • Kleinman, A., Das, V., Lock, M. (Eds.) (I997). Introduction. In Social Suffering (IX-XXVI). Berkeley: University of California Press.
  • Lekhtsier, V. (2010). Fenomenologicheskie osnovaniya meditsinskoi antropologii [Phenomenological Basics of Medical Anthropology]. Logos, 5 (78), 183–195. (in Russian).
  • Mattingly, C. (1991a). The Narrative Nature of Clinical Reasoning. The American Journal of Occupational Therapy, 45 (11), 998–1005. doi:10.5014/ajot.45.11.998
  • Mattingly, C. (1991b). What is Clinical Reasoning? The American Journal of Occupational Therapy, 45 (11), 979–986. doi:10.5014/ajot.45.11.979
  • Mattingly, C., & Fleming, M.H. (1994a). Clinical Reasoning: Forms of Inquiry in a Therapeutic Practice. Philadelphia, PA: F.A. Davis Company.
  • Mattingly, C. (1994b). The Concept of Therapeutic “Emplotment”. Social Science & Medicine, 38 (6), 811–822. doi: 10.1016/0277-9536(94)90153-8
  • Mattingly, C. (1998). Healing Dramas and Clinical Plots: The Narrative Structure of Experience. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Mattingly, C. (2010). The Paradox of Hope: Journeys through a Clinical Borderland. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press.
  • Mihel’, D. (2010a). Meditsinskaya antropologiya: istoriya razvitiya distsipliny [Medical Anthropology: the History of the Development of the Discipline]. Saratov: Techno-Decor. (in Russian).
  • Mihel’, D. (2010b). Sotsial’naya antropologiya meditsinskikh sistem: meditsinskaya antropologiya [Social Anthropology of Medical Systems: Medical Anthropology]. Saratov: New Project. (in Russian).
  • Mihel’, D. (2013). Izuchaya kul’turu, zdorov’e i bolezn’: meditsinskaya antropologiya kak oblast’ znaniya [Studying Culture, Health and Illness: Medical Anthropology as a Field of Knowledge]. Bulletin of SSTU, 2 (70), 206–217. (in Russian).
  • Mitchell, T. J.W. (1980). On Narrative. Critical Inquiry, 7 (1), 1–4.
  • Ricoeur, P. (1980). Narrative time. Critical Inquiry, 7 (1), 169–190.
  • Rikjor, P. (1998). Vremya i rasskaz. T. 1 [Time and Narrative. V.1]. Moscow, St. Petersburg: University Book. (in Russian).
  • Roney, J.G. (1959). Medical Anthropology: A Synthetic Discipline. The New Physician, 8 (1), 32–33.