Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2993


ФИЛОСОФИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: НЕОКАНТИАНСТВО, ИНТУИТИВИЗМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Название на языке публикации: ФИЛОСОФИЯ ВАСИЛИЯ СЕЗЕМАНА: НЕОКАНТИАНСТВО, ИНТУИТИВИЗМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Автор: Далюс Йонкус
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 6, №1 (2017), 79-96
Язык: Русский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.21638/2226-5260-2017-6-1-79-96 PDF (Загрузок: 3212)

Аннотация
Философия Сеземана еще недостаточно исследована, особенно ее отношение с феноменологией. Современные исследователи нередко относят философию Сеземана к неокантианству, хотя и признают ее взаимосвязь с феноменологией. Сеземан часто свою позицию определял как критический реализм, тем самым подчеркивая отличие своей философии как от неокантианского логического идеализма, так и от трансцендентального идеализма феноменологии. Нужно отметить, что понимание критического реализма у Сеземана переплетено с концепцией интуиции, как она представлена в русском интуитивизме и в феноменологической философии. Сеземан критикует неокантианский идеализм за то, что тот свои философские построения основывает на научном знании и отвергает непосредственную данность действительности. В статье обсуждается соотношение философии Сеземана с неокантианством, интуитивизмом и феноменологией. Цель этой статьи – показать, что Сеземан критикует неокантианскую теорию познания, опираясь на феноменологическую идею о непосредственном познании (интуиции). Интуицию Сеземан понимает как прямой доступ к самим вещам, как практическое понимание окружающего мира, которое является основой для логического и научного познания. Сеземан трансформирует концепцию интуиции из теоретической в практическую и устанавливает взаимосвязь между актом познания и интуицией ценности. Отношение Сеземана к феноменологии остается при этом амбивалентным. Во-первых, феноменология Гуссерля для него – это интуиция как непосредственный подход к самим вещам, и, во-вторых, феноменология – это возврат к идеалистической традиции, с которой она боролась.

Ключевые слова
Василий Сеземан, неокантианство, интуиция, феноменология, интуитивизм, критический реализм, Гуссерль.

References

  • Anilionytė, L., & Lozuraitis, A. (1997). Isxminties ramybex gyvenimo sumaisxtyje [Peace of Wisdom in Chaos of Life]. In V. Sezemanas (Ed.), Filosofijos istorija. Kultuxra [History of Philosophy. Culture] (V–XV). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Anilionytė, L. (2010). Vosyliaus Sezemano gnoseologijos linkmexs [Features of the Theory of Knowledge of Vasily Sesemann]. In V. Sezemanas (Ed.), Loginiai ir gnoseologiniai tyrinexjimai [Logical and Epistemological Investigations] (199–213). Vilnius: Lietuvos kultūros tyrinėjimų institutas. (in Lithuanian).
  • Belov, V. N. (2010a). Problema ratsional’nogo i irratsional’nogo v filosofskoi sisteme V.E. Sezemana [The Problem of Rational and Irrational in the Philosophical System of V. E. Sesemann]. In V. N. Brushinkina (Ed.), X Kantovskie chteniya. Klassicheskii razum i vyzovy sovremennoi tsivilizatsii. Material mezhdunarodnoi konferentsii. T. 2 [X Kantian Reading. Classic Minds and Challenges of Modern Civilization. Proceedings of the International Conference. V. 2] (7–24). Kaliningrad: I. Kant BFU Press. (in Russian).
  • Belov, V. N. (2010b). Uchenie Germana Kogena v Rossii: osobennosti retseptsii [The Doctrine of Hermann Cohen in Russia: Characteristics of the Reception]. In I. N. Griftsova & N. A. Dmitrieva (Eds.), Neokantianstvo nemetskoe i russkoe: mezhdu teoriei poznaniya i kritikoi kul’tury [Russian and German Neo-Kantianism: Between Epistemology and Cultural Critic] (299–317). Мoscow: Rosspen. (in Russian).
  • Belov, V. N. (2012a). V.E. Sezeman — sistematik russkogo neokantianstva [V. E. Sesemann — Taxonomist of Russian Neo-Kantianism]. Voprosy filosofii, 4, 121–127. (in Russian).
  • Belov, V. N. (2012b). Russkoe neokantianstvo: istoriya i osobennosti razvitiya [Russian Neo-Kantianism: History and Features of Development]. Kantovskii sbornik, 1 (39), 27–40. (in Russian).
  • Botz-Bornstein, T. (2006). Vasily Sesemann Experience, Formalism and the Question of Being. Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Chardybon, B. (2015). Filosofiya Vasiliya Sezemana i Marburgskoe neokantianstvo [The Philosophy of Vasily Sesemann and Marburg Neo-Kantianism]. Kantovskii sbornik, 3(53), 66–85. (in Russian).
  • Dmitrijeva, N. (2007). Russkoe neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki. [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historic-philosophical Essays]. Moscow: Rosspen. (in Russian)
  • Hartmann, N. (1921). Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis. Berlin, Leipzig: De Gruyte.
  • Heidegger, M. (1979). Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs (GA 20). Frankfurt a. M.: V. Klostermann.
  • Holzney, H. (2010). Neo-Kantianism and Phenomenology: The Problem of Intuition. In R.A. Makkreel & S. Luft (Eds.), Neo-Kantianism in Contemporary Philosophy (25–40). Blomington, Indianapolis: Indiana University Press.
  • Jakovenko, B. (1929/30). Ed. Husserl und die russische Philosophie. Der russische Gedanke, 1. Internationale Zeitschrift für russische Philosophie, Literturwissenschaft und Kultur, 2, 210–212.
  • Jonkus, D. (2015). Vosyliaus Sezemano filosofija: savees pazxinimo ir estetinexs patirties fenomenologija [The Philosophy of Vasily Sesemann: A Phenomenology of Self-Awareness and Aesthetic Experience]. Vilnius: Versus Aureus. (in Lithuanian).
  • Jonkus, D. (2014). La fenomenologia de la razón y la experiencia estética: Edmund Husserl y Vasily Sesemann [Phenomenology of Reason and Aesthetic Experience. Edmund Husserl and Vasily Sesemann]. Inestivgaciones fenomenológicas, 11, 129–142. (in Spanish).
  • Kraft, J., (1932). Von Husserl zu Heidegger. Kritik der phänomenologischen Philosophie. Leipzig: Hansbuske.
  • Losskii, N. (1924). Obosnovanie intuitivizma [The Foundation of Intuitivism]. Berlin: Obelisk. (in Russian).
  • Lozuraitis, A. (1984). Vosylius Sezemanas [Vasily Sesemann]. In Dorovė ir tradicijos. Etikos etiudai 8. [Morality and Traditions. Ethical Essays 8] (231–247). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Lozuraitis, A. (1987). Gnoseologijos labirintuose [In the Labyrinth of Epistemology]. In V. Sezemanas (Ed.), Rasxtai. Gnoseologija [Works. Epistemology] (5–24). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Miklush, K. V. (2008). Refleksivnost’ kak osnovanie gnoseologii V.E.Sezemana [Reflexivity as the Basis of V. E. Sesemann’s Epistemology]. Science Journal of VolSU. Philosophy. Sociology and Social Technologies, 1 (7), 153–155. (in Russian).
  • Miklush, K. V. (2010). Osnovnye cherty teorii poznaniya V.E.Sezemana [Main Features of the Theory of Knowledge of V. E. Seszemann]. In I.N. Griftsova & N.A. Dmitrieva (Eds.), Neokantianstvo nemetskoe i russkoe: mezhdu teoriei poznaniya i kritikoi kul’tury [Russian and German Neo-Kantianism: Between Epistemology and Cultural Critic] (208–221). Мoscow: Rosspen. (in Russian).
  • Ortega y Gaset, J. (1965). Prologo para alemanes [Prologue to the Germans]. In Obras completas. VIII [Collected Works. V. VIII] (15–58). (in Spanish).
  • Rastenis, K. (1988). Vosyliui Sezemanui — 100 metuu [Vasily Sesemann — 100 years]. In Istorija ir buxtis. Filosofijos istorijos baruose [History and Being. Investigations in History of Philosophy] (337–347). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Schlick, M. (1913). Gibt es intuitive Erkenntnis? Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie und Soziologie, 37, 472–488.
  • Sezeman, V. (1921). Retsenziya na knigu N. Hartmann “Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis” [Review of N. Hartmann’s “Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis”]. Logos, 1, 229–235. (in Russian).
  • Sesemann, V. (1927a). Zum Problem des Reinen Wissens. Philosophischen Anzeiger, 2, 204–235.
  • Sesemann, V. (1927b). Zum Problem des Reinen Wissens. Philosophischen Anzeiger, 3, 324–344.
  • Sezeman, V. (1928). Maks Scheler. Evraziya, 2, 7–8. (in Russian).
  • Sezeman, V. (1950–1956). Losskii [Lossky]. Vilnius: Vilnius University Manuscripts Department, F122–106. (in Russian).
  • Sezemanas, V. (1987). Gnoseologija [Epistemology]. In V. Sezemanas (Ed.), Rasxtai. Gnoseologija [Works. Epistemology] (209–334). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1997a). Husserl Edmundas. In V. Sezemanas (Ed.), Rasxtai. Gnoseologija [Works. Epistemology] (343–347). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezemanas, V. (1997b). Heidegger Martinas. In V. Sezemanas (Ed.), Rasxtai. Gnoseologija [Works. Epistemology] (322–324). Vilnius: Mintis. (in Lithuanian).
  • Sezeman, V. (1998). Obozrenie noveishei germanskoi literatury; Filosofiya. Maks Sheler; Heidegger M. Sein und Zeit [Review of the Newest Philosophical Literature in Germany]. In I.M. Chubarov (Ed.), Antologia fenomenologicheskoj filosofii v Rossii, T. 2 [Anthology of Phenomenological Philosophy in Russia, V. 2] (489–499). Moscow: Gnosis. (in Russian)
  • Sesemann, V. (2007). Aesthetic. Amsterdam–New York: Rodopi.
  • Sesemann, V. (2010a). New Directions in Contemporary Epistemology. In M. Drunga & L. Donskis (Eds.), Selected Papers (55–80). Amsterdam, New York: Rodopi.
  • Sezeman, V. E. (2010b). Teoreticheskaya filosofiya Marburgskoi shkoly (s poslesloviem V.I. Povilaitisa) [Theoretical Philosophy of the Marburg School]. Kantovskii sbornik, 4 (34), 60–76. (in Russian).
  • Shpet, G. (1914). Yavlenie i smysl. Fenomenologiya kak osnovnaya nauka i ee problemy [Appearance and Sense. Phenomenology as the Fundamental Science and its Problems]. Moskow: Hermes. (in Russian).
  • Sverdiolas, A. (2012). Kultuxra lietuviuu filosofuu akiratyje [Lithuanian Philosophers on Culture]. Vilnius: Apostrofa. (in Lithuanian).
  • Vajda, M. (2016). Wie Ich aus der Minderjärigkeit des Marxismus mit der Hilfe der Phänomenologie herauswuchs? Horizon. Studies in Phenomenology, 5 (1), 54–69.
  • Zahavi, D. (2003). Husserl’s Phenomenology. Stanford: Stanford University Press.