Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 4199


МАРК РИШИР
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА

Название на языке публикации: МАРК РИШИР
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА
Перевод с французского: Роман Соколов
Редактор: Георгий Чернавин
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  281-298
Язык: Русский
Тип публикации: Перевод
Перевод выполнен по изданию: Richir, M. (1988). Phénoménologie et institution symbolique. Grenoble: Jérôme Millon.
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-281-298 PDF (Загрузок: 3723)

Аннотация
Данная публикация представляет собой перевод на русский язык статьи Марка Ришира Феноменология поэтического элемента, сопровождаемый предисловием переводчика. В своей статье Ришир выявляет «поэтический элемент» феноменального опыта как его фундаментальное условие, опираясь при этом как на традицию и методы трансцендентальной феноменологии, так и на эмпирические исследования психоанализа. Ришир наделяет конкретным эмпирическим наполнением заимствованный им у Гуссерля концепт перцептивной фантазии, обращаясь к теории «переходного объекта» Д.В. Винникотта, а затем экстраполирует полученные результаты на опыт создания и восприятия «поэтического» произведения (понимая последнее в широком, аристотелевском, смысле). Перцептивную фантазию в феноменологии Ришира следует отделять от «чистой фантазии»: последняя представляет собой «минимальный уровень схематического самовосприятия». Она существует уже в качестве «зачатков смысла», которые имеют место в пассивном синтезе, во «внеязыковом мирном схематизме». Чистая фантазия становится перцептивной фантазией именно тогда, когда происходит переворачивание (revirement) «зачатка смысла» в «смысл зачатка», благодаря некой фантазийной смене точки зрения. Этот процесс подразумевает формирование особого «поля игры» (Винникотт), или пространства трансцендентальной интерфактичности, в котором устанавливается некий первоначальный (доинтенциональный) тип отношений между двумя эго: младенцем и матерью, зрителем и актёром. В этом отношении перцептивная фантазия «воспринимает» в фантазии не какой-то объект, а другую перцептивную фантазию, принадлежащую другому. Благодаря этому, формируется локус первичной коммуникации: пространство трансцендентальной интерфактичности, которое, будучи «воспроизведено интенционально», становится затем пространством интерсубъективности. Относясь к некой фантазийно- аффективной сфере, перцептивная фантазия (или «поэтический элемент») обладает некоторой «феноменологической избыточностью» по сравнению с логическим понятием. Поэтому здесь можно говорить об особом типе познания реальности, выходящем за рамки её объективистско-логической экспликации.

Ключевые слова
Трансцендентальная феноменология, перцептивная фантазия, поэтический элемент, трансцендентальная интерфактичность, переходное поле, трансцендентальное лоно, феномен языковой способности, бесформенное, фантазия-аффектация, опыт возвышенного.

References

  • Detistova, A. S. (2012). Fenomenologicheskii proekt M. Rishira: fantaziya kak izmerenie fenomenologicheskogo [The Phenomenological Project of M. Richir: Fantasy as a Dimension of the Phenomenological]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 6, 139-148. (in Russian).
  • Platon, (1994). Timei. In Sobranie sochinenii v 4-kh tomakh. T. 3. [Collected Works in 4 Volumes: Vol. 3.]. Moscow: Mysl’. (in Russian).
  • Hegel G. F. W. (1967). Jenaer Realphilosophie. Vorlesungsmanuskripte zur Philosophie der Natur und des Geistes von 1805-1806. In Hoffmeister, J. (Ed.), Philosophische Bibliothek: Vol 67. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Richir, M. (1992). Méditations phénoménologiques. Grenoble: J. Millon.
  • Richir, M. (2004). Pour une phénoménologie des racines archaïques de l’affectivité. Annales de phénoménologie, 3, 155-200.
  • Richir, M. (2006). Fragments phénoménologiques sur le temps et l’espace. Grenoble: J. Millon.
  • Richir, M. (2008). Fragments phénoménologiques sur le langage. Grenoble: J. Millon.
  • Gofmanstal’, G. (1995). Razgovor o stikhakh [Conversation about Poems]. In Gofmanstal’ G. Izbrannoe: Dramy. Proza. Stikhotvoreniya [Selected Works: Drama. Prose. Poems]. Moscow: Art. (in Russian).
  • Hofmannsthal, H. (1980). L’entretien sur les poèmes (1903). In Hofmannsthal H. von Lettre de Lord Chandos et autres essays. Paris: Gallimard.
  • Mal’dine, A. (2014). O sverkhstrastnosti [On Overpassion]. In Sholokhova, S. A., & Yampol’skaya, A.V (Eds.), (Post)fenomenologiya: novaya fenomenologiya vo Frantsii i za ee predelami [(Post)phenomenology: New Phenomenology in France and Beyond] (145-203). Moscow: Academic Project. (in Russian).
  • Ril’ke, R. M. (1977). Novye stikhotvoreniya. Seriya Literaturnye pamyatniki [New Poems. Literature Landmarks Series]. Moscow: Nauka. (in Russian).
  • Rilke, R. M. (1993). Lettres à un jeune poète. In Collection Poésie. Paris: Gallimard.