- 29 Июнь 2016
Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3033
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА
7 ПАРАГРАФА ВТОРОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ МОРИЦА ГАЙГЕРА «К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ»
Название на языке публикации: |
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДА 7 ПАРАГРАФА ВТОРОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ МОРИЦА ГАЙГЕРА «К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ» |
Автор: | Олеся Бессмельцева |
Издание: |
HORIZON. Феноменологические исследования. Том 5, №1 (2016),  247-257 |
Язык: | Русский |
Тип публикации: | Предисловие к переводу |
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-247-257 | PDF (Загрузок: 3472) |
Аннотация
Приведённый ниже фрагмент статьи знакомит с эстетическими исследованиями немецкого философа первой половины XX в. М. Гайгера, положившими начало феноменологической
эстетике. Являясь учеником многих ярких представителей психологической эстетики (Вундт, Липс), Гайгер, с одной стороны, симпатизирует психологическому подходу, открывшему
философской эстетике путь из области спекуляций в сферу эмпирического опыта. С другой стороны, Гайгер тесно связан с феноменологией и Гуссерлем и с 1907 входит в круг мюнхенской
феноменологической школы. Гайгер обнаруживает в феноменологическом подходе возможность сместить фокус от переживающего субъекта к эстетическому объекту и настаивает на
допустимости и необходимости говорить об объективных эстетических характеристиках произведения искусства. Такого рода эстетическими ценностями должен обладать объект
эстетического наслаждения, и в представляемом фрагменте Гайгер исследует прежде всего феноменологическую природу эстетического наслаждения. Здесь Гайгер отталкивается от
кантовских рассуждений об особенностях эстетического чувства и рассматривает эстетическое наслаждение в его отношении к интересу и воле субъекта. Сопровождающее фрагмент
предисловие даёт представление об общей структуре статьи, предполагающей пошаговое сужение поля исследования от определения феноменологических рамок наслаждения вообще к анализу
непосредственно эстетического наслаждения и его связи с теорией ценности и психологической феноменологией. Таким образом, главными особенностями феноменологического метода Гайгера
можно считать тщательность в анализе избранной феноменологической сферы, стремление обойтись без схематизаций и упрощений. Отсюда особый языковой стиль Гайгера и его тонкое
чувство языка, благодаря которому становится возможным выделение мельчайших нюансов наслаждения.
Ключевые слова
Феноменологическая эстетика, психологизм, эстетическое наслаждение, воля, интерес, Кант, Шопенгауэр.
References
- Allesch, Ch. G. (2006). Einführung in die psychologische Ästhetik. Wien: WUV.
- Geiger, M. (1913). Beiträge zur Phänomenologie des ästhetischen Genusses. Jahrbuch für Philosophie und phänomenologische Forschung, 1, 567-684.
- Husserl, E. (1968). Briefe an Roman Ingarden. The Hague: Martinus Martinus Nijhoff.
- Mickunas, A. (1989). Moritz Geiger and Aesthetics. In E. F. Kaelin (Ed.), American Phenomenology. Origins and Developments (43-57). Dordrecht – Boston, MA – London: Kluwer Academic Publ.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
" | |
Мы в социальных сетях: