Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3347


АКТУАЛИЗИРУЯ РЕЛЯЦИОННЫЕ СФЕРЫ — ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЭНАКТИВИЗМ И ЭТИКА ЗАБОТЫ

Название на языке публикации: FOREGROUNDING THE RELATIONAL DOMAIN — PHENOMENOLOGY, ENACTIVISM AND CARE ETHICS
Автор: Петр Урбан
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  171-182
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-171-182 PDF (Загрузок: 3414)

Аннотация
Несмотря на то, что реляционные и интерперсональные сферы заложены в феноменологической традиции, подлинно реляционная феноменологическая этика все еще испытывает дефицит внимания. Задача этой статьи — обратиться к этике заботы как уже оформившейся реляционной моральной теории, построенной на идее центральной реляционной сферы, и предположить основание необходимости большей взаимной заботы феноменологов и этиков. Аргумент развертывается в три шага. Во-первых, мы фокусируемся на феноменологических воззрениях о живом теле, интерсубъективности и взаимном включении (incorporation). Во-вторых, мы обсуждаем современные приложения феноменологических идей в так называемом энактивистском подходе к социальным когнициям и ставим вопрос их этических последствий. Последняя часть вводит этику заботы как ныне существующую реляционную моральную теорию и высвечивает некоторые точки общности между этикой заботы и феноменологией. В статье делается вывод, что динамики заботы и взаимного участия (mutual concern), центральные для этики заботы, могут быть хорошо проанализированы и далее разработаны в отношении феноменологических и энактивистских позиций интерсубъективности. Этика заботы, с другой стороны, может подготовить создание хорошо разработанной конструкции для будущей феноменологической этики, центральное место в которой будет приписано реляционному и интерперсональному измерению морального феномена.

Ключевые слова
Феноменология, этика заботы, феноменологичская этика, энактивизм, живое тело, интесубъективность, реляциональность.

References

  • Colombetti, G., & Torrance, S. (2009). Emotion and Ethics: An Inter-(en)active Approach. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 8 (4), 505-526.
  • De Jaegher, H., & Di Paolo, E. A. (2007). Participatory Sense-Making: An Enactive Approach to Social Cognition. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 6 (4), 485-507.
  • Dreyfus, H. L. (2002). Intelligence without Representation – Merleau-Ponty’s Critique of Mental Representation. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 1 (4), 367-383.
  • Di Paolo, E., & Thompson, E. (2014). The Enactive Approach. In L. Shapiro (Ed.), The Routledge Handbook of Embodied Cognition (68-78). London – New York, NY: Routledge.
  • Fuchs, T. & De Jaegher, H. (2009). Enactive Intersubjectivity: Participatory Sense-making and Mutual Incorporation. Phenomenology and the Cognitive Sciences, 8 (4), 465-486.
  • Hamington, M. (2004). Embodied Care: Jane Addams, Maurice Merleau-Ponty, and Feminist Ethics. Urbana, IL: University of Illinois Press.
  • Hamington, M. (2008). Resources for Feminist Care Ethics in Merleau-Ponty’s Phenomenology of the Body. In G. Weiss (Ed.), Intertwinings. Interdisciplinary Encounters with Merleau-Ponty (203-220). Albany, NY: State University of New York Press.
  • Held, V. (2006). The Ethics of Care. Personal, Political, and Global. New York, NY: Oxford University Press.
  • Küpers, W. M. (2015). Phenomenology of the Embodied Organization. The Contribution of Merleau-Ponty for Organizational Studies and Practice. London: Palgrave Macmillan.
  • LaChance Adams, S. (2014). Mad Mothers, Bad Mothers and What a “Good” Mother Would Do. Ethics of Ambivalence. New York, NY: Columbia University Press.
  • Leder, D. (1990). The Absent Body. Chicago, IL: Chicago University Press.
  • Merleau-Ponty, M. (2012). Phenomenology of Perception. London – New York, NY: Routledge.
  • Pettersen, T. (2011). The Ethics of Care: Normative Structures and Empirical Implications. Health Care Analysis, 19 (1), 51-64.
  • Salice, A., & Schmid, H. B. (Eds.). (2016). The Phenomenological Approach to Social Reality. History, Concepts, Problems. Cham: Springer.
  • Sanders, M., & Wisnewski, J. J. (Eds.). (2012). Ethics and Phenomenology. Plymouth, MA: Lexington Books.
  • Steinbock, A. J. (2014). Moral Emotions. Reclaiming the Evidence of the Heart. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Szanto, T., & Moran, D. (Eds.). (2016). Phenomenology of Sociality. Discovering the “We”. New York, NY: Routledge.
  • Tronto, J. (2013). Caring Democracy. Markets, Equality, and Justice. New York, NY: New York University Press.
  • Urban, P. (2014). Toward an Expansion of an Enactive Ethics with the Help of Care Ethics. Frontiers in Psychology, 5, 71-73. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01354.
  • Urban, P. (2015a). Enactivism and Care Ethics: Merging Perspectives. Filozofia, 70 (2), 119-129.
  • Urban, P. (2015b). Enacting Care. Ethics and Social Welfare, 9 (2), 216-222.
  • Urban, P. Edith Stein’s Phenomenology of Woman’s Personality and Value. (Herder Verlag, fall 2016). (Forthcoming).
  • Varela, F. J., Thompson, E., & Rosh, E. (1991). The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. Cambridge, MA: MIT Press.