Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2810


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ, ЛИЧНОЕ Я И САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ У ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ И ИХ РЕЦЕПЦИЯ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКЕ ЛАСЛО ТЕНГЕЛИ

Название на языке публикации: TRANSZENDENTALE ANTHROPOLOGIE.
SINNBILDUNG, PERSÖNLICHES ICH UND SELBSTIDENTITÄT BEI EDMUND HUSSERL UND IHRE REZEPTION IN LÁSZLÓ TENGELYIS PHÄNOMENOLOGISCHER METAPHYSIK
Автор: Бенце Петер Марошан
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  150-170
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-150-170 PDF (Загрузок: 3376)

Аннотация
К ключевым темам данной статьи следует отнести концепцию феноменологической антропологии Эдмунда Гуссерля и её рецепцию в философии Ласло Тенгели. Статья состоит из двух тематических блоков: в первом рассматривается развитие понятия трансцендентального субъекта у Гуссерля и та особая роль, которую играл концепт «трансцендентальная личность» в его проекте феноменологического обоснования антропологии. Во втором тематическом блоке внимание уделяется тому особому влиянию, которое на философию Тенгели оказала гуссерлевская идея «трансцендентальной личности»: это влияние можно найти у Тенгели в концепции истории жизни (Lebensgeschichte), а также в его разработке метафизики контингентности и [категорий] опыта. В первой части (состоящей из четырёх разделов) я разбираю развитие понятия субъекта у Гуссерля и показываю, как Гуссерль в генетической феноменологии 1920-х годов приходит к концепции «конкретной трансцендентальной личности». Идея «трансцендентальной личности» составила ядро феноменологической антропологии позднего Гуссерля. Для трансцендентального субъекта в поздний философии Гуссерля характерна сложная и нестабильная форма самотождественности, он даже использует в этом контексте понятия «жизненный путь (Lebensweg)» и «история жизни (Lebensgeschichte)». Жизненный кризис человека, ситуации кризиса самоистолкования становятся проблемами, доступными анализу в рамках трансцендентальной феноменологии. Во второй части (состоящей из двух разделов) исследуются отдельные элементы влияния Гуссерля на философский проект Тенгели, особое внимание уделяется его интерпретации субъекта, опыта и метафизики. Гуссерль сыграл ключевую роль в разработке понятия самотождественности или тождества личности, которой занимался Тенгели, при этом самотождественность, тождество личности рассматривалось как то, что складывается за счёт некоторых судьбоносных событий (Schicksalsereignisse), в которых мы сталкиваемся с радикально иным и с чуждостью (Fremdheit). Таким образом, Гуссерль был для Тенгели важным источником при разработке концепции пассивного смыслообразования (Sinnbildung) и его метафизики контингентности. Предельным основанием последнего варианта феноменологической метафизики Тенгели (в его посмертно опубликованной работе Welt und Unendlichkeit) стала идея «конкретной трансцендентальной личности», которую можно найти у позднего Гуссерля.

Ключевые слова
Феноменология, философская антропология, Эдмунд Гуссерль, Ласло Тенгели, феноменологическая метафизика, трансцендентальное эго, смыслообразование, самотождественность, история жизни.

References

  • Gondek, H.-D., & Tengelyi, L. (2011). Neue Phänomenologie in Frankreich. Berlin: Suhrkamp.
  • Husserl, E. (1952). Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Hua IV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1959). Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil (Hua VIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1968). Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925 (Hua IX). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973a). Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge (Hua I). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973b). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973c). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil. 1905-1920 (Hua XIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1973d). Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil. 1929–35. (Hua XV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. (Hua XVIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Hua VI). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1977). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführungin die reine Phänomenologie 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage – Nachdruck (Hua III-1). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Bänden (Hua XIX). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1985). Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07 (Hua XXIV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1986). Aufsätze und Vorträge. 1911-1921. Mit ergänzenden Texten (Hua XXV). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1988). Aufsätze und Vorträge. 1922-1937 (Hua XXVII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (2001a). Natur und Geist: Vorlesungen Sommersemester 1927 (Hua XXXII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2001b). Die “Bernauer Manuskripte“ über das Zeitbewußtsein (1917/18) (Hua XXXIII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2002a). Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935) (Hua XXXIV). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2002b). Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1919 (Hua Materialien IV). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2004). Einleitung in die Ethik. Vorlesungen Sommersemester 1920 und 1924 (Hua XXXVII). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (2008). Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937) (Hua XXXIX). New York, NY: Springer.
  • Husserl, E. (2012). Zur Lehre vom Wesen und zur Methode der eidetischen Variation. Texte aus dem Nachlass (1891-1935) (Hua XXXXI). New York, NY: Springer.
  • Husserl, E. (2014). Grenzprobleme der Phänomenologie. Analysen des Unbewusstseins und der Instinkte. Metaphysik. Späte Ethik (Texte aus dem Nachlass 1908-1937) (Hua XXXXII). New York, NY: Springer.
  • Luft, S. (2011). Husserl’s Concept of the “Transcendental Person”: Another Look at the Husserl-Heidegger Relationship. In Subjectivity and Life-world in Transcendental Phenomenology (126-158). Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Kanoor, A. (2015). Zur Erinnerung an Prof Dr László Tengelyi. Retrieved from: http://www.philosophie.uni-wuppertal.de/fileadmin/philosophie/PDFs_allg/Seminarmaterialien/Tengelyi/In_Memoriam/Kanoor_Tengelyi_zur_Erinnerung.pdf
  • Marosán, B. P. (2013). The Concept of Transcendental Ego in Ideas I and II. Retrieved from: https://www.academia.edu/5283393/The_concept_of_transcen­dental_ego_in_Husserls_Ideas_I_and_II
  • Staudigl, M. (2011). Zur Phänomenologie zwischenmenschlicher Gewalt. Methode – Problematik – Perspektiven. In G.-J. van der Heiden, K. Novotný, I. Römer, & L. Tengelyi (Eds.), Investigating Subjectivity. Classical and New Perspectives (55-77). Leiden: BRILL.
  • Taguchi, S. (2006). Das Problem des Ur-Ich bei Edmund Husserl. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (1998). Der Zwitterbegriff Lebensgeschichte. München: Wilhelm Fink.
  • Tengelyi, L. (2007a). Erfahrung und Ausdruck. Dordrecht: Springer.
  • Tengelyi, L. (2007b). Narratives Handlungsverständnis. In J. Karen (Ed.), Narrative Ethik. Das Gute und das Böse erzählen (7-63). Berlin: Akademie Verlag.
  • Tengelyi, L. (2004). Vom Erlebnis zur Erfahrung. Phänomenologie im Umbruch. In W. Hogrebe (Ed.), Grenzen und Grenzüberschreitungen (788-800). Berlin: Akademie Verlag.
  • Tengelyi, L. (2014). Welt und Unendlichkeit. Zum Problem der phänomenologischen Metaphysik. Freiburg – München: Karl Alber.