Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2563


ЖИЗНЕННЫЙ МИР, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, СИСТЕМА:
ПАТОЧКА И ХАБЕРМАС О ЕВРОПЕ И ЕЁ КРИЗИСЕ

Название на языке публикации: LIFEWORLD, CIVILISATION, SYSTEM:
PATOČKA AND HABERMAS ON EUROPE AND ITS CRISIS
Автор: Франческо Тава
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  70-89
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-70-89 PDF (Загрузок: 3411)

Аннотация
Цель этой статьи — показать как в равной мере Ян Паточка и Юрген Хабермас, начав с обновления идеи «жизненного мира», обратились к критике современной цивилизации, со сходной целью — заново определить понятие политической общности (при всей различности результатов, к которым они пришли). Для того чтобы достичь этой цели, я для начала фокусирую внимание на современной рациональной цивилизации, как её понимал Паточка, и на его попытке залатать трещину между «жизнью» и «миром». На этом этапе я как раз буду опираться на то, как различает эти два понятия Ханс Блюменберг; это поможет лучше прояснись позицию Паточки в данном контексте. Затем я проанализирую представления Хабермаса о жизненном мире и системе, и проблему их раскола в современных обществах, равно как и возрождение интереса к этой теме в недавних работах Хабермаса о Европейском экономическом и политическом кризисе. В заключение я сосредоточусь на разборе тех разных способов, которыми Паточка и Хабермас решали проблемы конфликта и кризиса в современном мире, с оглядкой на поиск возможного выхода из этого кризиса путем пересборки Европы.

Ключевые слова
Жизненный мир, цивилизация, система, кризис, Европа, сообщество.

References

  • Adorno, T., & Horkheimer, M. (2002). Dialectics of Enlightenment. Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Árnason, J. P. (2003). Civilizations in Dispute: Historical Questions and Theoretical Traditions. Leiden: BRILL.
  • Baxter, H. (2011). Habermas: The Discourse Theory of Law and Democracy. Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Blumenberg, H. (1986). Lebenszeit und Weltzeit. Frankfurt a. Main: Suhrkamp.
  • Caldicott, H. (Ed.). (2014). Crisis without End: The Medical and Ecological Consequences of the Fukushima Nuclear Catastrophe. New York, NY: The New Press.
  • Flynn, J. (2014). System and Lifeworld in Habermas’ Theory of Democracy. Philosophy and Social Criticism, 40 (2), 205-214.
  • Gamble, A. (2014). Crisis without End? The Unravelling of Western Prosperity. Basingstoke, NY: Pelgrave Macmillan.
  • Gramsci, A. (1975). Quaderni dal carcere [Prison Notebooks]. Turin: Einaudi. (in Italian).
  • Habermas, J. (1975). Legitimation Crisis. Boston, MA: Beacon Press.
  • Habermas, J. (1987). The Theory of Communicative Action. Vol. II. Lifeworld and System. Boston, MA: Beacon Press.
  • Habermas, J. (2001). The Postnational Constellation and the Future of Democracy. In The Postnational Constellation: Political Essays (58-112). Cambridge, MA: MIT Press.
  • Habermas, J. (2012). The Crisis of European Union: a Response. Cambridge, MA: Polity Press.
  • Heidegger, M. (1995). The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Homolka, J. (2015). The Problem of Meaning in the Rational (Super)Civilisation: Patočka’s Interpretation of Modernity after World War II. In L. Učník, I. Chvatík, & A. Williams (Eds.), Asubjective Phenomenology: Jan Patočka’s Project in the Broader Context of His Work (167-186). Nordhausen: Traugott Bautz.
  • Husserl, E. (1970). The Crisis of the European Sciences and Transcendental Phenomenology. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Jütten, T. (2011). The Colonization Thesis: Habermas on Reification. International Journal of Philosophical Studies, 19 (5), 701-727.
  • Kosík, K. (1976). Dialectics of the Concrete: A Study on Problems of Man and World. Dordrecht: Reidel.
  • Lukács, G. (1971). History and Class Consciousness. Cambridge, MA: MIT Press.
  • Meacham, D. (2016). Supercivilisation and Biologism. In D. Meacham, & F. Tava (Eds.), Thinking after Europe: Jan Patočka and Politics. London: Rowman and Littlefield International.
  • Miettinen, T. (2016). Governing with Ideas: On the Phenomenological Roots of the Ordoliberal Tradition. Metodo. International Studies in Phenomenology and Philosophy. (Forthcoming).
  • Mill, J. S. (2004). On the Definition of Political Economy, and on the Method of Investigation Proper to It. In Essays on Some Unsettled Questions of Political Economy, 222-300. Retrieved from: http://www.gutenberg.org/ebooks/12004
  • Patočka, J. (1988). Europa und Nach-Europa. Die nacheuropäische Epoche und ihre geistigen Probleme. In K. Nellen, & J. Němec (Eds.), Ketzerische Essais zur Philosophie der Geschichte und ergänzende Schriften (207-287). Stuttgart: Klett-Cotta.
  • Patočka, J. (1989a). Edmund Husserl’s Philosophy of the Crisis of the Sciences and His Conception of a Phenomenology of the “Life-World”. In E. Kohák (Ed.), Jan Patočka: Philosophy and Selected Writings (223-238). Chicago, IL: University of Chicago Press.
  • Patočka, J. (1989b). The “Natural” World and Phenomenology. In E. Kohák (Ed.), Jan Patočka: Philosophy and Selected Writings (239-272). Chicago, IL: University of Chicago Press.
  • Patočka, J. (1994). Die Selbstbesinnung Europas. Perspektiven der Philosophie, 20, 241-274.
  • Patočka, J. (1996a). Heretical Essays in the Philosophy of History. Chicago, IL: Open Court.
  • Patočka, J. (1996b). Nadcivilizace a její vnitrní konflikt [The Supercivilization and Its Inner Conflict]. In Péče o duši I. Sebrané spisy: Vol. 1 (243-302) [Care for the Soul I. Selected Works]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2002). Kacířské eseje o filosofii dějin [Heretical Essays in the Philosophy of History]. In Péče o duši III. Sebrané spisy: Vol. 3 (13-144) [Care for the Soul III. Selected Works]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Patočka, J. (2008). Přirozený svět jako filosofický problém [The Natural World as a Philosophical Problem]. In Fenomenologické spisy I. Sebrané spisy: Vol. 6 (127-261) [Phenomenological Writings I. Selected Works]. Prague: Oikoymenh. (in Czech).
  • Schütz, A., & Luckmann T. (1973). The Structures of the Lifeworld. Evanston, IL: Northwestern University Press.
  • Srubar, J. (2002). Jan Patočka: Phenomenology of Practice. In J. J. Drummond, & L. Embree (Eds.), Phenomenological Approaches to Moral Philosophy: A Handbook (311-325). Dondrecht: Kluwer.
  • Tava, F. (2016). The Brave Struggle: Jan Patočka on Europe’s Past and Future. Journal of the British Society for Phenomenology, 47 (3).
  • Verovšek, P. J. (2012). Meeting Principles and Lifeworlds Halfway: Jürgen Habermas on the Future of Europe. Political Studies, 60 (2), 363-380.
  • Vetter, H. (2003). Lebenswelten: Ludwig Landgrebe Eugen Fink Jan Patočka. Frankfurt a. Main: P. Lang.
  • Weber, M. (2012). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. New York, NY: Routledge.
  • Wirts, A. M. (2014). A Defense of the Lifeworld: The Source of Normativity in a Democracy. Philosophy and Social Criticism, 40 (2), 215-223.