Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 2655


КАК Я ВЫРОС ИЗ МАРКСИСТСКОГО МАЛОЛЕТСТВА ПРИ ПОМОЩИ ФЕНОМЕНОЛОГИИ?

Название на языке публикации: WIE ICH AUS DER MINDERJÄHRIGKEIT DES MARXISMUS MIT DER HILFE DER PHÄNOMENOLOGIE HERAUSWUCHS?
Автор: Михали Вайда
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),&nbsp 54-69
Язык: Немецкий
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-54-69 PDF (Загрузок: 3309)

Аннотация
В данной статье автор размышляет о феноменологических мотивах своего отхода от марксизма в стиле Дъердя Лукача в конце шестидесятых — начале семидесятых годов. Впервые автор столкнулся с феноменологией в университете во время занятий Агнес Хеллер, впоследствии также отошедшей от марксизма. Это побудило его прочитать «Логические исследования», когда в 1961 году он стал научным сотрудником в Институте философии Венгерской академии наук. Вслед за другими читателями этого opus magnum Гуссерля, автор столкнулся с откровенным платонизмом первой части этого труда, и явным психологизмом второй его части. Видимое противоречие между атемпоральными объективностями и их истоками в жизненном мире привело автора к феноменологии Макса Шелера. Автор посвятил Шелеру четвертую главу своей второй монографии о Гуссерле, изданной в 1969 году. С точки зрения автора, мыслителем, который радикально превзошел Гуссерля, был Мартин Хайдеггер. Современные исследования убедили автора в фундаментальном различии между этими двумя феноменологами. Однако же налицо общий урок: феноменология зиждется на основаниях, почеренутых из видения, а не просто на словах и аргументах.

Ключевые слова
Феноменология, марксизм, Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, рецепция феноменологии в Венгрии, Лукач.

References

  • Heidegger, M. (1977). Sein und Zeit. Unveränderter Text mit Randbemerkungen des Autors aus dem “Hüttenexemplar” (GA 2). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1997). Die Grundprobleme der Phänomenologie (GA 24). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). Bremer und Freiburger Vorträge (GA 79). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2007). Zur Sache des Denkens (GA 14). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M., & Jaspers, K. (1990). Briefwechsel 1920-1963. Frankfurt a. Main – Zürich: Klostermann – Piper.
  • Husserl, E. (1900). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1901). Logische Untersuchungen. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1913). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Halle: Max Niemeyer.
  • Husserl, E. (1950). Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen (Hua II). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen. Erster Teil. Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und der 2. Auflage. (Hua XVIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch. (Hua III/I). The Hague: Martinus Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984a). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Erster Teil. Untersuchungen zur Phämenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX-1). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984b). Logische Untersuchungen. Zweiter Band. Zweiter Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Hua XIX-2). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). Randbemerkungen Husserls zu Heideggers Sein und Zeit und Kant und das Problem der Metaphysik. Husserl Studies, 11 (1-2), 3–63.
  • Pöggeler, O. (1983). Der Denkweg Martin Heideggers. Pfullingen: Neske.
  • Scheler, M. (1957). Schriften aus dem Nachlass. Band I: Zur Ethik und Erkenntnislehre (GW 10). Bern: Francke.
  • Schürmann, R. (1987). Heidegger on Being and Acting. From Principles to Anarchy. Bloomington, IN: Indiana UP.
  • Schwendtner T. (2008). Husserl és Heidegger. Egy filozófiai összecsapás analízise [Husserl and Heidegger. The Analysis of a Philosophical Controversy]. Budapest: L’Harmattan. (in Hungarian).
  • Vajda M. (1968). Zárójelbe tett tudomány. A husserli fenomenológia tudományfelfogásának bírálatához [Bracketed Science. On the Critique of the Theory of Science in Husserl’s Phenomenology]. Budapest: Akadémiai. (in Hungarian).
  • Vajda M. (1969). A mítosz és a ráció határán. Edmund Husserl fenomenológiája [On the Border between Myth and Ratio. Edmund Husserl’s Phenomenology]. Budapest: Gondolat. (in Hungarian).
  • Vajda M. (2013). Fiatalkori írások [Early Writings]. Pozsony: Kalligram. (in Hungarian).