Феноменологические исследования



Информация о Статье/Публикации
Просмотров: 3201


ХАЙДЕГГЕРОВСКАЯ КРИТИКА ГУССРЕЛЯ В «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЯХ»

Название на языке публикации: HEIDEGGER’S CRITIQUE OF HUSSERL IN HIS BLACK NOTEBOOKS
Автор: Георг Хеффернан
Издание: HORIZON. Феноменологические исследования.
Том 5, №1 (2016),  16-53
Язык: Английский
Тип публикации: Статья
DOI : 10.18199/2226-5260-2016-5-1-16-53 PDF (Загрузок: 3671)

Аннотация
В своей работе «Хайдеггер и миф о всемирном еврейском заговоре» (2014) Питер Травни утверждает, что в «Черных тетрадях» (2014/2015) Мартин Хайдеггер виновен в «бытийно-историческом антисемитизме» (seinsgeschichtlicher Antisemitismus). Не может быть сомнений в том, что Хайдеггер описывает «еврейство» как «дитя человечества», которое живет по «расовому принципу», демонстрирует «пустую рациональность и калькулятивную способность», занято «происками мирового еврейства» для пропаганды «бездомного» и «безмирного» способа жизни, сопровождаемого «а-историческим» и «а-временным» мышлением; как «людей», которые используют «метафизику запада», «особенно в его современном развитом состоянии», реализуя стремление к «выкорчевыванию всего сущего из бытия» в качестве своей «мировой исторической задачи». Вопрос в том, приписывает ли в Хайдеггер в своих изложениях значимую или ключевую роль бывшему наставнику, коллеге и другу Эдмунду Гуссерлю, основателю феноменологического движения и еврею, обратившемуся в христианство? Поскольку он, как кажется, предполагает наличие связи между еврейством Гуссерля и его философией, так же как и свой разрыв с ним видит как результат более позднего несогласия в обсуждении вопроса бытия касательно времени или истории. Эта статья занимается исследованием вопроса, имеют ли хайдеггеровские заметки и размышления Травни какие-то какие-то существенные последствия для понимания философских отношений между Гуссерлем и Хайдеггером. Устанавливается, что хотя Травни приводит серьезные подтверждения тому, что число хайдеггеровских высказываний в его «Черных тетрадях» в целом обнаруживает его вину в «бытийно-историческом антисемитизме», он тем не менее не предоставляет убедительного довода тому, что критика Гуссерля в этих хайдеггеровских текстах особым образом мотивирована «бытийно-историческим антисемитизмом».

Ключевые слова
Хайдеггер, Гуссерль, Черные тетради, Травни, бытийно-исторический антисемитизм, феноменология, бытие.

References

  • Altwegg, J. (Ed.). (1988). Die Heidegger Kontroverse. Frankfurt a. Main: Athenäum.
  • Arendt, H. (1951/2004). The Origins of Totalitarianism. New York, NY: Schocken Books.
  • Arendt, H. (1963). Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil. New York, NY: Viking Press.
  • Arendt, H., & Heidegger, M. (1998/2002). Briefe 1925 bis 1975 und andere Zeugnisse. Ed. U. Ludz. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Arendt, H., & Jaspers, K. (1985). Briefwechsel 1926–1969. Ed. L. Köhler & H. Saner. Munich: R. Piper Verlag.
  • Breeur, R. (Ed.). (1994). Randbemerkungen Husserls zu Heideggers Sein und Zeit und Kant und das Problem der Metaphysik. Husserl Studies, 11, 3–63.
  • Davidson, A. (Ed.). (1989). Symposium on Heidegger and Nazism. Critical Inquiry, 15.
  • Farías, V. (1987). Heidegger et le nazisme. Tr. from Spanish and German by M. Benarroch & J.-B. Grasset. Paris: Éditions Verdier.
  • Farías, V. (1989a). Heidegger und der Nationalsozialismus. Tr. from Spanish and French by K. Laermann. Frankfurt a. Main: S. Fischer Verlag.
  • Farías, V. (1989b). Heidegger and Nazism. Tr. from French and German by P. Burrell & G. Ricci. Philadelphia, PA: Temple University Press.
  • Faye, E. (2005). Heidegger: L’introduction du nazisme dans la philosophie. Paris: Éditions Albin Michel S.A.
  • Fédier, F. (Ed.). (2007). Heidegger, à plus forte raison. Paris: Fayard.
  • Gordon, P. (2010). Continental Divide: Heidegger, Cassirer, Davos. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Hachmeister, L. (2014). Heideggers Testament: Der Philosoph, der “Spiegel” und die SS. Berlin: Propyläen/Ullstein.
  • Heffernan, G. (2016). A Tale of Two Schisms: Heidegger’s Critique of Husserl’s Move into Transcendental Idealism. The European Legacy: Toward New Paradigms, 21, 556–575.
  • Heidegger, M. (1977 ff.). Martin Heidegger: Gesamtausgabe (GA 1–102). Ed. Fr.-W. von Herrmann et al. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1919–1921). Anmerkungen zu Karl Jaspers Psychologie der Weltanschauungen (GA 9, 1–44). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1927/1977). Sein und Zeit. Halle-an-der-Saale – Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1929). Was ist Metaphysik? (GA 9, 103–122). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1946). Was ist das Sein selbst? (GA 16, 423–425). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1949/2010). Über den Humanismus (orig. 1947; GA 9, 313–364). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1953/1987). Einführung in die Metaphysik (orig. 1935; GA 40). Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1969/2007). Mein Weg in die Phänomenologie (orig. 1963/1969; GA 14, 91–102). Zur Sache des Denkens, 81–90. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.
  • Heidegger, M. (1976). Nur noch ein Gott kann uns retten (September 23, 1966). Der Spiegel, 23, May 31, 1976, 193–219.
  • Heidegger, M. (1978). Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz (orig. 1928) (GA 26). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1987/1999). Zur Bestimmung der Philosophie (orig. 1919) (GA 56/57). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (1994). Bremer und Freiburger Vorträge: “Einblick in das was ist” (1949); “Grundsätze des Denkens” (1957) (GA 79). Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2000). Reden und andere Zeugnisse eines Lebensweges (1910–1976) (GA 16). Ed. H. Heidegger. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2005). “Mein liebes Seelchen!” Briefe Martin Heideggers an seine Frau Elfride (1915–1970). Ed. G. Heidegger. Munich: Deutsche Verlags-Anstalt.
  • Heidegger, M. (2013). Nature, History, State (1933–1934) (Über Wesen und Begriff von Natur, Geschichte und Staat [1933/34]). Ed. & tr. G. Fried & R. Polt. London: Bloomsbury Publishing.
  • Heidegger, M. (2014a). Überlegungen II–VI (Schwarze Hefte 1931–1938) (GA 94). Ed. P. Trawny. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2014b). Überlegungen VII–XI (Schwarze Hefte 1938/1939) (GA 95). Ed. P. Trawny. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2014c). Überlegungen XII–XV (Schwarze Hefte 1939–1941) (GA 96). Ed. P. Trawny. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M. (2015). Anmerkungen I–V (Schwarze Hefte 1942–1948) (GA 97). Ed. P. Trawny. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Heidegger, M., & Jaspers, K. (1990). Briefwechsel 1920–1963. Ed. W. Biemel & H. Saner. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Husserl, E. (1950 ff.). Gesammelte Werke or Husserliana (Hua I–XLII). The Hague: Martinus Nijhoff, 1950–1987 / Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1988–2004 / Dordrecht: Springer, 2004 ff.
  • Husserl, E. (1911). Philosophie als strenge Wissenschaft. Hua XXV, 3–62.
  • Husserl, E. (1927–1928). Der Encyclopaedia Britannica Artikel. Hua IX, 237–301.
  • Husserl, E. (1928). Amsterdamer Vorträge: Phänomenologische Psychologie. Hua IX, 302–349.
  • Husserl, E. (1930). Nachwort zu meinen Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Hua V, 138–162.
  • Husserl, E. (1931). Phänomenologie und Anthropologie. Hua XXVII, 164–181.
  • Husserl, E. (1975). Logische Untersuchungen, Erster Band: Prolegomena zur reinen Logik (orig. 1900/1913) (Hua XVIII). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1976). Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie (orig. 1913) (Hua III/1–2). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1984). Logische Untersuchungen: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (orig. 1901/1913/1921) (Hua XIX/1–2). The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Husserl, E. (1994). Briefwechsel (I–X). Ed. K. Schuhmann & E. Schuhmann. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Husserl, E. (1997). Psychological and Transcendental Phenomenology and the Confrontation with Heidegger (1927–1931). Ed. and tr. T. Sheehan & R. Palmer. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.
  • Jaspers, K. (1919/1971). Psychologie der Weltanschauungen. Berlin: Springer.
  • Jaspers, K. (1977). Philosophische Autobiographie (Erweiterte Neuausgabe). Munich: R. Piper Verlag.
  • Löwith, K. (1986/2007). Mein Leben in Deutschland vor und nach 1933: Ein Bericht (orig. 1940). Ed. F.-R. Hausmann. Stuttgart: Verlag J. B. Metzler.
  • Ott, H. (1988). Martin Heidegger: Unterwegs zu seiner Biographie. Frankfurt a. Main: Campus Verlag.
  • Petzet, H. W. (1983). Auf einen Stern zugehen: Begegnungen und Gespräche mit Martin Heidegger 1929–1976. Frankfurt a. Main: Societäts Verlag.
  • Pöggeler, O. (1963/1983). Der Denkweg Martin Heideggers. Pfullingen: Günther Neske.
  • Schuhmann, K. (1977). Husserl-Chronik: Denk- und Lebensweg Edmund Husserls. The Hague: Martinus Nijhoff.
  • Sepp, H. R. (Ed.). (1988). Edmund Husserl und die phänomenologische Bewegung: Zeugnisse in Text und Bild. Freiburg – Munich: Verlag Karl Alber.
  • Sluga, H. (1993). Heidegger’s Crisis: Philosophy and Politics in Nazi Germany. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  • Thomä, D. (Ed.). (2013: Revised and Expanded Edition). Heidegger-Handbuch: Leben–Werk–Wirkung. Stuttgart: Verlag J. B. Metzler.
  • Trawny, P. (2014: Revised and Expanded Edition). Heidegger und der Mythos der jüdischen Weltverschwörung. Frankfurt a. Main: Vittorio Klostermann.
  • Trawny, P. (2015). Heidegger and the Myth of a Jewish World Conspiracy. Tr. Andrew Mitchell. Chicago, IL: University of Chicago Press.
  • Vetter, H. (2014). Grundriss Heidegger: Ein Handbuch zu Leben und Werk. Hamburg: Felix Meiner Verlag.